Молитва читаемая во время. Какие основные молитвы надо знать и читать православному христианину? Какие молитвы читаются в пост

Реклама

Соблюдение Великого поста является добровольным актом и носит глубоко индивидуальный характер. Мирянам для того, чтобы поститься по церковному уставу, необходимо получить благословение духовника потому, что христиане перед вхождением в пост должны духовно подготовиться, пройти таинство исповеди.

Великий пост - самый строгий и продолжительный из всех четырех многодневных постов, установленных Православной церковью, начнется 19 февраля, после Прощенного воскресения. Великий пост - первый из многодневных постов в году, цель которого добиться внутренних качественных изменений, это не просто отказ от пищи скоромной, но и от пагубных страстей и греховных мыслей.

Первый день Великого поста 2018 молитвы: время отрешения от мирских дел и общения с Богом

В Великий пост, как и любой другой, самый строгий запрет из продуктов накладывается на мясо, так как считается, что насильственная смерть животного, мясо которого впоследствии мы едим, накладывает свой отпечаток.

В Библии сказано, что пища для людей в раю была только растительная, и что все животные, созданные Богом, были нужны людям. Исходя из этого, соответствующим должно было быть и отношение к ним, поэтому при потопе все были спасены – "каждой твари по паре".

Литургически Чистый понедельник начинается вечером в воскресенье, 18 февраля. После вечерни совершается особый чин прощения: настоятель храма говорит напутственное слово перед Великим постом, первый кланяется прихожанам и просит у них прощения. Далее все священнослужители и миряне просят друг у друга прощения. Это делается для того, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой, примирившись со всеми ближними.

Первый день Великого поста 2018 молитвы: великопостная молитва

Православные идут навстречу Христу, готовя себя к Пасхе, очищая тело и душу от того земного, что может помешать приблизиться к Небесному. Пост – это не строгая диета, но время молитвы. Само по себе ограничение в пище не подготовит нас к Великому Празднику. Но, если в Великий пост мы освободимся от прошлых обид, простим врагов, как нас прощает Господь, очистим разум от дурных мыслей – мы приблизимся к тому состоянию, в котором нас хотел бы видеть Бог. Это пребывание в любви и божественной благодати.

Молитве в Великий пост следует уделить больше времени, чем обычно. Можно читать обычные утренние и вечерние молитвы или что-то еще, например, Псалтирь, но во время поста к этим молитвам нужно добавлять еще одну - краткую и емкую молитву Святого Ефрема Сирина.

Молитва преподобного Ефрема Сирина относится к наиболее часто произносимым во время Великого поста.

Молитву, которую предание приписывает одному из великих наставников духовной жизни, св. Ефрему Сирину, можно действительно назвать великопостной молитвой, т. к. она особенно выделяется среди всех песнопений и молитв Поста.

Вот текст этой молитвы:

Господи и Владыко живота моего,

Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.

Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему.

Ей, Господи, Царю!

Даруй ми зрети моя прегрешения,

И не осуждати брата моего

Яко благословен еси во веки веков.

Страстная неделя

События Страстной недели (Страстной седмицы) православные христиане будут вспоминать в течение всего Великого поста. Ведь в первые четыре воскресных службы служится вечерня с акафистом Страстям Христовым (Пассия). В Страстную неделю мы вспоминаем страдания и смерть Христа на кресте. Первые три дня Страстной недели – это дни, когда совершаются последние в текущем церковном году Таинства Евхаристии. На отпусте произносят слова “Грядый Господь на вольную Страсть”. Это – напоминание о том, что Господь добровольно принял на себя наши грехи и принял страдания и смерть ради нашего спасения.

Самый строгий пост соблюдается в Великую Пятницу, накануне Великой Субботы. Великую пятницу проводят в строжайшем воздержании. На богослужении Великой Субботы читают канон Великой Субботы пред Плащаницей. Это – время перед Пасхальной заутреней… Великий пост заканчивается, Пасха грядет!

Заметили опечатку или ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам о ней.

Великий пост - самый долгий и строгий из всех существующих. Этот период направлен не только на телесное, но и на духовное очищение. Чтобы религиозная традиция не превратилась в обычную диету, ежедневно обращайтесь с молитвами к Господу и святым.

Великий пост является подготовкой к Пасхе. В этот период верующие могут достичь единения с Богом и очистить душу от грехов. Многие люди ошибочно думают, что во время поста необходимо просто отказаться от запрещенных продуктов. Однако без молитвенных обращений и совершения богоугодных дел пост - обычная диета. Не забывайте посещать церковь и старайтесь уделять молитвам больше времени, чем обычно.

Смысл Великого поста

Главный смысл Великого поста заключается не в отказе от мясной и молочной продукции, а в очищении души. Именно поэтому церковь рекомендует воздерживаться не только от определенных продуктов, но и от привычных развлечений.

Во время поста рекомендуются реже проводить время перед телевизором или в интернете. Развлекательные передачи и бессмысленная информация только засоряют нашу жизнь. Свободные часы лучше всего провести в церкви, где можно помолиться и покаяться в совершенных грехах.

В этот период вы можете переосмыслить свою жизнь, подумать о своем предназначении. Во время поста вы сможете заглянуть в свое сердце и понять, чего вы на самом деле хотите от жизни.

Позаботьтесь не только об очищении своего тела, но и души. Избавьтесь от негативных мыслей и постарайтесь отпустить старые обиды. Представьте, что каждый день перед вами предстает возможность начать жизнь с чистого листа, но для этого необходимо распрощаться с прошлым.

Утренняя молитва во время Великого поста

Православные верующие знают, что каждое утро необходимо начинать с молитвы, особенно во время поста. С ее помощью вы сможете создать положительный настрой и защитите себя от любых неприятностей.

«Господи Боже, будь же милостив ко мне грешному. Очисти душу мою от грехов, избавь меня от злых помыслов. Защити меня от врагов и от их злодеяний. Верю я в щедрость и доброту Твою, что даруешь Ты нам. Слава Тебе, Боже. Аминь!»

Вечерняя молитва во время Великого поста

«Господь Бог, создатель всего живого на земле и Царь Небесный, прости же меня за грехи, совершенные мною за день словом или делом. Даже во сне я, раб(а) Божий(ия), не теряю веру в Тебя. Верю, что избавишь Ты меня от грехов да очистишь душу мою. Каждый день надеясь я на защиту Твою. Услышь же молитву мою, ответь на просьбы мои. Аминь».

Перед тем, как ложиться спать, не забудьте обратиться с молитвой к своему Ангелу Хранителю:

«Ангел Хранитель, защитник души моей и тела моего. Если же я согрешил в этот день, избавь меня от грехов. Не дай Господу Богу разгневаться на меня. Помолись за меня, раба(у) Божьего(ю) (имя), перед Господом Богом, попроси его об отпущении грехов моих и защити меня от совершения зла. Аминь».

Молитва о прощении грехов

Во время Великого поста каждый верующий должен покаяться за совершенные грехи - это важная часть духовного очищения. Не забывайте произносить молитву каждый день.

«Обращаюсь я, раб(а) Божий(ия) (имя), к Тебе, Господь, и от всего сердца прошу Тебя простить грехи мои. Смилуйся надо мной, Царь Небесный, избавь меня от душевных мучений и самоистязания. К Тебе же я обращусь, Сын Божий. Умер Ты за грехи наши и воскрес Ты, чтобы жить вечно. Надеюсь я на помощь Твою и прошу благословить меня. Навсегда Ты Спаситель мой. Аминь!»

Главная молитва в Великий пост

Короткая молитва Ефрема Сирина - главная молитва на период Великого поста. Ее произносят по будням, в конце каждого великопостного богослужения. С ее помощью вы сможете покаяться, избавить свою душу от грехов, а также защитить себя и своих близких от недугов и совершения зла.

«Господь Бог, Владыка дней моих. Дух бездействия, грусти, самолюбия не допускай ко мне. Дух здравомыслия и покорности, любви и терпения подари же мне, рабу(е) Твоему(ей) (имя). Господи Боже, накажи меня за грехи мои, но не наказывай за них ближнего моего. Аминь!»

Чудотворные слова: молитва во время поста по дням в полном описании из всех найденных нами источников.

В Великий пост принято читать разные молитвы, но самой главной считается покаянная молитва святого Ефрема Сирина. Этому празднику посвящена глава в Книге Пророка Исайи. Там подробно описано, как нужно себя вести во время поста и другие нюансы. В эти дни можно проводить различные обряды, читать заговоры и молитвы. Люди верят, что все обращения к Богу в этот период будут непременно услышаны.

Молитвы, читаемые в Великий пост

Как уже было сказано, самой важной молитвой в дни Великого поста считается обращение от священного Сирина. В ней перечисляются наиболее важные аспекты покаяния, а еще указывается, что конкретно нужно делать и над чем работать. Основная идея молитвы заключается в том, что человек должен освободиться от недуга, который является препятствием при общении с Богом. Молитва Святого Ефрема Сирина звучит так:

«Господи и Владыко живота моего,

дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.

Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве, даруй ми рабу Твоему.

даруй ми зрети моя прегрешения,

и не осуждати брата моего,

яко благословен еси во веки веков, аминь.

Боже, очисти мя грешного!»

Чтобы молитва была более понятной, нужно остановиться на самых важных моментах, которые описаны в ней. Вначале произносится просьба избавить от важных грехов:

  1. Дух праздности . Святой просит бога уберечь его от напрасной траты времени. Каждый имеет определенные таланты и умения, которые нужно правильно применить на благо всего человечества. Праздность считается корнем всех грехов.
  2. Дух уныния . Если человеком управляет уныние, то у него нет возможности видеть добро и счастье в жизни. Он просто погружается во тьму и становится настоящим пессимистом. Именно поэтому чтобы двигаться в правильном направлении и быть ближе к Богу нужно избавиться от этого греха.
  3. Дух любоначалия . Практически в жизни каждого человека есть желание управлять людьми, к примеру, власть в семье, на работе и т.п. Любовь к управлению может стать серьезной проблемой, которая не дает развиваться и общаться с Богом.
  4. Дух прадзнословия . Человек является единственным созданием Бога, который получил умение разговаривать. Часто слова используются для оскорблений, проклятий и т.п. В молитве святой просит Бога уберечь его от напрасных и злых слов.

Пост без молитв не может проходить. Можно читать утренние, вечерние молитвы или же Псалтирь. Важно всегда добавлять молитву Ефрема Сирина.

Другие молитвы, читаемые в пост:

Большое значение имеют коленопреклоненные молитвы, читающиеся не в Великий пост, а на Великую Троицу, которая празднуется на пятидесятый день после Пасхи. Читает их священник, стоя на коленях лицом к послушникам. В молитвах есть обращение к милости Божией, говорится там о ниспослании Духа Святого, а также об упокоении умерших.

Копирование информации разрешено только с прямой и индексируемой ссылкой на первоисточник

Молитва во время поста по дням

Молитва Ефрема Сирина

Господи и Владыко живота моего!

Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.

Дух же целомудрия, смиренномудрия,терпения и любве даруй ми, рабу Твоему.

Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего,

яко благословен еси во веки веков. Аминь.

Взять себе в молитвенное правило какие-нибудь дополнительные тексты: каноны, акафисты (келейно в дни поста акафисты читаются), псалмы и т.д. (Причем подумайте сами, что реально вы можете подъять, а не спрашивайте вечно занятого и спешащего вашего батюшку. Он может одобрить или не одобрить ваш выбор, но решить за вас не может.)

необходимый элемент поста. Возьмите себе за правило ежедневно прочитывать жития святых этого дня.

Или все тексты богослужения, положенного на этот день.

Можно дисциплинировать себя ежеутренним чтением, по одной главе, Евангелия (на другой год – Апостола) и целый день размышлять над прочитанным.

Запретить себе на пост блуждание мыслей: в вагоне метро читать рекламу, слушать в автомобиле радио, дома проводить время у телевизора. Пусть это будет духовное чтение или прослушивание духовных передач.

Об этом же прекрасно пишет протопресвитер Александр Шмеман:

«Надо понять, что невозможно делить нашу жизнь между великопостной светлой печалью и переживанием модного фильма или спектакля. Эти два переживания несовместимы, и одно из них окончательно уничтожает другое. Однако очень вероятно, что последний модный фильм скорее одолевает светлую печаль; обратное может произойти только с приложением особых усилий. Поэтому первый великопостный обычай, который можно предложить, это решительное прекращение слушанья радио и телевидения Великим Постом. В данном случае мы не смеем предложить совершенный пост, но хотя бы аскетический, который, как мы уже говорили, прежде всего означает перемену “диеты” и воздержание. Например, ничего нет дурного в том, чтобы продолжать следить за передачей информации или серьезной программы, обогащающей нас духовно и интеллектуально. Но что должно быть прекращено постом - это прикованность к телевизору, растительное существование человека, прикованного к экрану, пассивно поглощающего все, что ему показывают».

Наблюдение за душою

Вообще, наблюдать за душою человек должен все время. Однако особенно это касается поста, и вот по какой причине. Испытывая дискомфорт от постного воздержания, человек становится более раздражительным, придирчивым, ему труднее держать себя в рамках. Можно это списать на искушения от бесов. Не без искушений, конечно, но дело в первую очередь в том, что из души вылезают все те неисцеленные настроения, которые не проявляются, пока мы сыты, не утомлены, довольны…

Поэтому пастыри с древнейших времен и поныне настоятельно советуют постящемуся человеку обратить внимание на свое поведение, отношение к ближним и проч. «Ошибается тот, кто считает, что пост лишь в воздержании от пищи. Истинный пост есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления» (свт. Иоанн Златоуст).

Этот же святитель говорит, каким должен быть настоящий пост:

«Вместе с телесным постом должен быть и душевный… При телесном посте чрево постится от пищи и питья, при душевном душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов. Настоящий постник воздерживаетсч от гнева, ярости, злобы, мщения. Настоящий постник воздерживает язык от празднословия, сквернословия, пустословия, клеветы, осуждения, лести, лжи и всякого злоречия… Видишь, христианин, какой пост душевный?»

Святые отцы совершено определенно учили, что воздержание от пищи необходимо должно быть соединенным с воздержанием души от зла. «Утруждение плоти, соединенное с сокрушением духа, составит приятную жертву Богу и достойную обитель святости в сокровенности чистого, благоукрашенного духа» (преп. Иоанн Кассиан).

Приведу еще одну цитату из того же святого отца (его память празднуется раз в 4 года, 29 февраля), великого подвижника и аскета:

«Какая польза воздерживаться от пищи и оскверняться блудом? Ты не ешь мяса, но зато клеветой терзаешь плоть брата твоего. Какая прибыль в том, чтобы не увеселяться вином, но упиваться богатством? Какая польза не есть хлеб и опьяняться гневом? Какая прибыль изнурять себя постом и в то же время злословить ближнего? Какая польза воздерживаться от пищи и похищать чужое? Какая необходимость иссушать тело и не питать алчущих? Какая польза изнурять члены и не оказывать милости вдовам и сиротам.

Ты постишься? В таком случае, избегай клеветы, избегай лжи, злословия, вражды, богохульства и всякой суеты.

Ты постишься? Тогда избегай гнева, ревности, клятвопреступлений и всякой несправедливости.

Ты постишься? Избегай объедения, порождающего всякое нечестие…

Если ты постишься ради Бога, то избегай всякого дела, которое ненавидит Бог, и Он примет твое покаяние с благосклонностью».

Одной из дурных привычек наших, подлежащей искоренению, святые отцы считали грех празднословия. Русское слово болтать очень точно, хотя и грубовато, передает смысл этого греха – качание, болтание языком из стороны в сторону. Когда, как не в дни Великого поста, мы должны объявить войну празднословию?

Святитель Григорий Богослов об этом написал замечательный трактат «Слово на безмолвие во время поста»:

«Когда, принося таинственную жертву человеческим страданиям Бога, чтобы и самому мне умереть для жизни, связал я плоть на сорок дней, по законам Христа-Царя, так как исцеление дается телам очищенным, тогда, во-первых, привел в неколебимость ум, живя один вдали от всех, обложившись облаком сетования, собравшись весь в себя и неразвлекаемый мыслями, и потом, следуя правилам святых мужей, приложил дверь к устам. Причина этому та, чтобы, воздерживаясь от всякого слова, научиться соблюдать меру в словах…»

И не о избавлении ли от греха празднословия мы молимся словами великопостной молитвы св. Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего. Дух… празднословия не даждь ми».

Доброделание

Многие христиане спрашивают, чем бы они конкретно, могли послужить ближним. Понятно, что мы не оставляем без заботы пожилых родителей, родственников, стараемся в своей собственной семье созидать мир и любовь. Но ведь не только свои … Любовь к своим , забота, о родителях – это, в общем, и не достижение, это долг! Но христианин должен идти дальше. Он своей заботой должен охватывать и других людей.

Когда Спаситель (в 25-й главе Евангелия от Матфея) говорит о суде над праведниками и грешниками, то единственным критерием оправдания или осуждения здесь является конкретная помощь ближнему:

«И соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.

Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.

Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня.

Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную».

В этой связи хотелось бы сказать два слова о конкретной помощи ближним.

Автор считает, что всякий христианин должен помогать нуждающимся. Деньгами ли, силой своей, душевным участием… Но помогать мы должны. Исключение можно сделать для педагогов и врачей. Их профессиональное служение, если оно совершается честно и с самоотдачей, и есть их христианское служение. Но все остальные должны взять и нести служение помощи ближнему. Как это может выглядеть?

У меня есть десятки примеров, как это делают мои прихожане.

Помогать деньгами бедной семье, в которой есть больной ребенок (ДЦП, рассеянный склероз и проч.).

Брать летом на дачу пожилого или больного человека из дома престарелых, из приюта.

Участвовать в жизни детского дома, или приюта.

Просто помогать деньгами многодетной или нуждающейся семье (у священников всегда есть такие знакомые семьи);

Брать группу детей гулять (цирк, парк) из детского дома хотя бы раз в месяц…

Вариантов, возможностей – огромное множество, можно поговорить со священником вашего храма, он может что-то подсказать.

Единственное но : Это нужно делать не только в пост, а в течение всего года, в течение всей нашей христианской жизни.

Ограничивать труды свои временем поста жестоко по отношению к тем, за кем мы взялись ухаживать, окормлять. Помните: раз взявшись за дело помощи, мы должны нести его всегда

Какие молитвы читают дома во время Великого поста 2018 года

Всем известно, что Пасхальный пост – с 19 февраля п0 7 апреля 2018 года - наиболее строгий и продолжительный, и существует множество ограничений в еде на протяжении этого семинедельного периода.

Однако многие из нас забывают, что, помимо отказа от определенных продуктов, в пост человек должен очиститься и духовно, тем самым как бы попытавшись «приблизиться» к Богу.

Существуют специальные молитвы на каждый день в Великий пост, которые следует читать всем людям, принадлежащим к числу православных христиан.

То, какие молитвы читают в Великий пост, указано в Книге Пророка Исайи, где целый раздел посвящен тому, как следует вести себя на протяжении всего семинедельного периода.

Основной считается молитва святого Ефрема Сирина, которая способствует освобождению от так называемого «недуга», препятствующего общению человека с Богом. Звучит эта молитва следующим образом:

Господи и Владыко живота моего,

дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия

Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве,

даруй ми, рабу Твоему.

Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения,

и не осуждати брата моего,

яко благословен еси во веки веков, аминь.

Боже, очисти мя грешного!

Утренние молитвы в Великий пост остаются традиционными, однако их чтение непременно дополняется вышеуказанной молитвой Ефрема Сирина. Она может читаться не только в храме, но также дома, и имеет предназначение – подготовить человека к исповеди, покаяться и очиститься.

Важно понимать, что ограничения в еде, а также утренние, дневные и вечерние молитвы в Великий пост имеют одну общую цель – человек должен научиться управлять собой, контролировать собственные чувства и эмоции.

Семинедельный период пасхального поста – это время умиротворения и покаяния. Каждый верующий христианин должен осознанно входить в пост, соблюдать его и правильно выходить из указанного состояния.

Как правило, неосведомленному человеку сделать это достаточно трудно, потому, решившись впервые на такой серьезный шаг как соблюдение Великого поста, лучше заручиться поддержкой церковных служителей, которые обязательно помогут во всем и подскажут, как необходимо верно поступать.

Семь заповедей Великого поста

Как провести Великий пост с пользой для себя и окружающих?

Начался Великий пост – время обновления, покаяния и радости. Радости не пасхальной, ликующей, а тихой и незаметной на первый взгляд, но одновременно какой-то глубокой. Может быть, это оттого, что в пост в очередной раз желаешь отойти от всей ненужной, наносной суеты, обволакивающей тебя каждый будний день, и обрести подлинного себя.

Великий пост готовит нас к торжеству торжеств – Пасхе. Это настоящее путешествие. Это весна духа. И вот этот весенний путь должен привести к тому, чтобы мы к его концу стали хоть немного лучше, чем были в начале.

Что же можно сделать для того, чтобы пережить пост по-настоящему?

1. Питаться просто. Прежде чем говорить что бы то ни было о духовной составляющей поста, нужно обратить внимание на то, как мы будем питаться. Ведь заметнее всего во время поста именно пищевые различия. Смысл поста – не в том, чтобы не есть животной пищи (пища сама по себе не делает нас ни ближе к Богу, ни дальше от Него). Все же мы – существа из плоти и крови, и вопрос нашего питания чрезвычайно важен. Общее правило: питаться нужно так, чтобы чувствовать легкость. Можно отяготить себя и постной пищей. И не «зацикливаться» на еде. Вряд ли стоит искать по всему Интернету изысканные рецепты постных блюд. Меньше времени и внимания уделять приготовлению трапезы. Меньше денег расходовать во время поста на еду. В связи с этим задумаемся над вопросом, насколько уместно приобретать в пост, например, деликатесные морепродукты, которые уставом не запрещаются. Кстати, для некоторых категорий людей допустимы определения послабления в пище: для больных, занимающихся тяжелым трудом, беременных и кормящих и т.п. Но для этого лучше посоветоваться с духовником. Если нет такой возможности по каким-либо причинам, то принимайте ответственность на себя. Также известно, что «лучше недопоститься, чем перепоститься». Умеренность – вот золотое правило.

2. Отказаться от какой-либо зависимости или привязанности. Пост – время нашего освобождения. Освобождения от того, что нас порабощает. В это время мы можем совершить маленький подвиг: отказаться от разрушительной привязанности. У каждого он будет свой. На это время кто-то полностью воздерживается от алкоголя, кто-то – от курения, а кто-то – от телесериалов. Подобных подвигов не стоит требовать от других, но самому хорошо попробовать.

3. Молиться регулярно. Пост без молитвы – вовсе не пост. Свою обычную «немолитвенность» нам удобно списывать на ритм городской жизни, семейные заботы, проблемы и пр. Но попробуйте во время поста освободить для молитвы хотя бы по 10 минут утром и вечером. Можно читать обычные утренние и вечерние молитвы или что-то еще, например, Псалтирь, но во время поста к этим молитвам нужно добавлять еще одну – краткую и емкую молитву святого Ефрема Сирина, задающую «тон» на эти недели.

4. Читать Писание. Во время Великого поста Церковь за ежедневными богослужениями прочитывает три ветхозаветные книги: Бытия, пророка Исаии и Притчей. Существует также благочестивый обычай за время поста прочитывать самостоятельно все четыре Евангелия. Трудно быть христианином, не зная Писание. Если вы еще не прочли полностью Ветхий и Новый Завет – наверстайте упущенное за предстоящие сорок дней. А если уже осилили всю Библию, не думайте, что этого достаточно: свойство нашей памяти таково, что мы, к сожалению, многое забываем. Постарайтесь читать Писание регулярно, лучше всего каждый день, в спокойной обстановке, где можно сосредоточиться. Будет замечательно, если после чтения вы найдете время немного поразмышлять о прочитанном и подумать, как соотнести Писание со своей жизнью.

5. Посещать богослужения. Великий пост – особенное время в ритме церковных служб. Но ощутить это можно, если только приходить в храм и среди недели. Ведь по субботам и воскресеньям совершаются практически те же самые богослужения, что и всегда. Особый настрой Великого поста, то, что отец Александр Шмеман называл «светлой печалью», можно ощутить только в тихой красоте будничных служб. Постарайтесь хотя бы один или два раза прийти в храм на чтение Великого покаянного канона святого Андрея Критского. Этот канон, самый длинный из существующих в Православной Церкви, рожденный из глубины покаяния и пронизанный надеждой на отеческую любовь Бога, читается по частям вечером с понедельника по четверг на первой неделе Великого поста, и затем повторяется полностью в среду вечером на пятой неделе. Просто необходимо хотя бы однажды за весь пост прийти на литургию Преждеосвященных Даров (замечательно, если вы найдете храм, где она служится вечером) и причаститься, пережив этот день как время трепетного ожидания встречи со Христом. И чрезвычайно важно быть в храме в страстные дни, начиная с вечера Великого четверга. Но это время еще далеко, и о нем лучше поговорить в другой раз.

6. Очистить свой ум от суеты. Стоит ли полностью отключать телевизор, вводить мораторий на посещение блогов, форумов и социальных сетей – каждый решает сам. Но вот что действительно будет полезно – прочитать хотя бы одну хорошую книгу духовного содержания. Это может быть книга по истории Церкви, по основам вероучения, толкование на Священное Писание или что-либо еще. Поскольку рынок православной литературы сегодня изобилует не всегда «духовно качественными» изданиями, то подходить к выбору литературы стоит очень внимательно. Можно прочитать и что-либо из мировой классики – это тоже будет полезно для хранения ума от суеты.

7. Сделать то, что давно собирались. Определить для себя дело, о котором давно подумывали, но так и не совершили. Время поста – это время позитива. Все ограничительные меры (в пище, развлечениях и пр.) важны не сами по себе, но как средство освободить наше время и силы для главного: возрастания во Христе. А расти во Христе – это творить добро. Любить Бога, ближнего и себя. Стоит выбрать хоть одно такое дело, от которого будет хорошо не только вам, но и вашим ближним. Перед постом мы слышали слова Христовы: «Что вы сделали одному из малых сих, Мне сделали». Немного поразмыслив, вы наверняка обнаружите, как много можно сделать за эти 40 дней. Собрать вещи в детский дом, приготовить ужин своим родителям, сделать что-то полезное для дома, смастерить скворечник, вникнуть в то, чем живут ваши дети, наконец, – наверняка отыщется множество идей.

Великий пост - самый долгий и строгий из всех существующих. Этот период направлен не только на телесное, но и на духовное очищение. Чтобы религиозная традиция не превратилась в обычную диету, ежедневно обращайтесь с молитвами к Господу и святым.

Великий пост является подготовкой к Пасхе. В этот период верующие могут достичь единения с Богом и очистить душу от грехов. Многие люди ошибочно думают, что во время поста необходимо просто отказаться от запрещенных продуктов. Однако без молитвенных обращений и совершения богоугодных дел пост — обычная диета. Не забывайте посещать церковь и старайтесь уделять молитвам больше времени , чем обычно.

Смысл Великого поста

Главный смысл Великого поста заключается не в отказе от мясной и молочной продукции, а в очищении души. Именно поэтому церковь рекомендует воздерживаться не только от определенных продуктов, но и от привычных развлечений.

Во время поста рекомендуются реже проводить время перед телевизором или в интернете. Развлекательные передачи и бессмысленная информация только засоряют нашу жизнь. Свободные часы лучше всего провести в церкви, где можно помолиться и покаяться в совершенных грехах .

В этот период вы можете переосмыслить свою жизнь, подумать о своем предназначении. Во время поста вы сможете заглянуть в свое сердце и понять, чего вы на самом деле хотите от жизни.

Позаботьтесь не только об очищении своего тела, но и души. Избавьтесь от негативных мыслей и постарайтесь отпустить старые обиды. Представьте, что каждый день перед вами предстает возможность начать жизнь с чистого листа, но для этого необходимо распрощаться с прошлым.

Утренняя молитва во время Великого поста

Православные верующие знают, что каждое утро необходимо начинать с молитвы , особенно во время поста. С ее помощью вы сможете создать положительный настрой и защитите себя от любых неприятностей.

«Господи Боже, будь же милостив ко мне грешному. Очисти душу мою от грехов, избавь меня от злых помыслов. Защити меня от врагов и от их злодеяний. Верю я в щедрость и доброту Твою, что даруешь Ты нам. Слава Тебе, Боже. Аминь!»

Вечерняя молитва во время Великого поста

В период Великого поста рекомендуется не только начинать, но и завершать день молитвенным обращением . Данную молитву желательно произносить каждый вечер перед сном:

«Господь Бог, создатель всего живого на земле и Царь Небесный, прости же меня за грехи, совершенные мною за день словом или делом. Даже во сне я, раб(а) Божий(ия), не теряю веру в Тебя. Верю, что избавишь Ты меня от грехов да очистишь душу мою. Каждый день надеясь я на защиту Твою. Услышь же молитву мою, ответь на просьбы мои. Аминь».

Перед тем, как ложиться спать, не забудьте обратиться с молитвой к своему Ангелу Хранителю:

«Ангел Хранитель, защитник души моей и тела моего. Если же я согрешил в этот день, избавь меня от грехов. Не дай Господу Богу разгневаться на меня. Помолись за меня, раба(у) Божьего(ю) (имя), перед Господом Богом, попроси его об отпущении грехов моих и защити меня от совершения зла. Аминь».


Молитва о прощении грехов

Во время Великого поста каждый верующий должен покаяться за совершенные грехи — это важная часть духовного очищения. Не забывайте произносить молитву каждый день.

«Обращаюсь я, раб(а) Божий(ия) (имя), к Тебе, Господь, и от всего сердца прошу Тебя простить грехи мои. Смилуйся надо мной, Царь Небесный, избавь меня от душевных мучений и самоистязания. К Тебе же я обращусь, Сын Божий. Умер Ты за грехи наши и воскрес Ты, чтобы жить вечно. Надеюсь я на помощь Твою и прошу благословить меня. Навсегда Ты Спаситель мой. Аминь!»

Главная молитва в Великий пост

Короткая молитва Ефрема Сирина — главная молитва на период Великого поста. Ее произносят по будням, в конце каждого великопостного богослужения. С ее помощью вы сможете покаяться, избавить свою душу от грехов, а также защитить себя и своих близких от недугов и совершения зла.

«Господь Бог, Владыка дней моих. Дух бездействия, грусти, самолюбия не допускай ко мне. Дух здравомыслия и покорности, любви и терпения подари же мне, рабу(е) Твоему(ей) (имя). Господи Боже, накажи меня за грехи мои, но не наказывай за них ближнего моего. Аминь!»

Страстная неделя — важный период Великого поста. В это время необходимо питаться правильно, исключая запрещенные продукты, а поможет вам в этом календарь питания . Желаем вам счастья и здоровья, и не забывайте нажимать на кнопки и

Наша Пасха – Христос, и приближаясь к Нему, имеет смысл читать дохристианские книги, советует Сергей Комаров.

Приближается Великий пост – школа духовной жизни христианина. Время святой Четыредесятницы отличается от прочих дней церковного года прежде всего богослужением. Одной из характерных особенностей великопостного богослужебного устава является интенсивное чтение ветхозаветных книг. Так, Псалтирь Давида прочитывается дважды за седмицу. Полностью в течение Поста должны быть прочитаны Бытие, Притчи, Книга пророка Исаии. Почему выбраны именно эти книги? В первую очередь особое внимание к ним связано с древней практикой подготовки оглашенных ко крещению в Великую Субботу. Книга Бытие важна для готовящихся к Таинству, поскольку в ней описано сотворение Адама и его падение – т. е. завязка духовной истории человечества. Притчи воспитывали нравственно, книга Исаии знакомила с мессианскими пророчествами.

Сегодня у нас нет института оглашенных, мы все крещены, и кто-то может подумать, что данная сторона устава есть некий церковный рудимент и место ему в исторических справочниках. Но нет. Изучение ветхозаветных книг во время Великого поста имеет значение гораздо более широкое, нежели научение оглашенных.

Дело в том, что и оглашенный, готовящийся к принятию крещения, и крещенный, ожидающий Пасхи, имеют сходный внутренний настрой. И в том, и в другом случае душа совершает нелегкое странствие к новому рождению в Духе. Для оглашенного таковым станет Таинство Крещения, а для уже крещенного – пасхальная ночь, обновляющая душу. Всякой душе на пути к новой жизни необходимо укрепление и наставление. Это и дает Церковь в богатой трапезе слова Божьего, состоящей в уставных чтениях Четыредесятницы.
Открывая древние книги, мы погружаемся в дохристианскую историю, помогающую нам понять ветхозаветную тоску евреев по Мессии. Не служа Литургию в будние дни Великого поста, мы на время как бы лишаем себя Христа – чтобы ощутить, что значит ждать Искупителя, но пока не иметь Его. Подобно израильскому народу, идущему по пустыне в Землю Обетованную, мы совершаем свое странствие к Пасхе. Наша Пасха – Христос (см.1 Кор. 5:7), и приближаясь к Нему, имеет смысл читать дохристианские книги.

Уставные чтения Великого поста свидетельствуют против весьма распространенного мнения о ненужности ветхозаветных книг. Церковь заповедует читать их перед Пасхой, желая сказать нам: не зная Ветхого Завета, мы мало что поймем о Христе.

От одного из современных проповедников однажды услышал интересную мысль. Новозаветные тексты открываются родословной Иисуса Христа – длинным перечнем ветхозаветных имен. По сути, Новый Завет начинается с Ветхого, не правда ли? Вспомним, что Евангелие от Матфея написано для евреев и имеет множество отсылок к ветхозаветным текстам. Только цитат из еврейской Библии у апостола Матфея насчитывают более 130 (1).

Далее в новозаветном тексте цитирование из Пятикнижия, Пророков и Писаний (составные части еврейского канона) с большей или меньшей интенсивностью увеличивается и достигает кульминации в Соборных посланиях. Затем наблюдается некоторый спад (в тех посланиях Павла, которые адресованы в основном языко-христианам), далее снова повышение внимания к еврейской Библии с кульминацией в Послании к евреям. Апокалипсис же представляет собой почти непрерывную аллюзию на Бытие, Исход, Псалтирь, Исаию, Иезекииля, Даниила и прочие книги Моисея и пророков.

Какой можно сделать вывод? Насколько актуальны были старозаветные тексты для первых христиан, исследующих истинность Христа как Мессии и Спасителя именно по Писанию, настолько же эти книги будут важны и для христиан, которые своими глазами увидят окончательное исполнение всего написанного. Чем ближе мир подходит ко Второму пришествию, тем более интересны должны быть христианам дохристианские библейские книги. В них пророческим языком описаны события, участниками которых мы все можем стать.

Если человек не любит Ветхий Завет, значит он не знает и Нового. Во-первых, потому, что эти тексты взаимосвязаны. Во-вторых: если знал бы, то мимо его внимания не прошли бы исчерпывающие апостольские свидетельства о старых книгах Библии.

Например, Павел пишет любимому ученику Тимофею: «Ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса» (2 Тим. 3:15). Как интересно сказано: ветхозаветные Писания «умудряют во спасение», причем «верою во Христа Иисуса». Спасаемся верою во Христа Иисуса, а умудряемся из Писаний (Ветхого Завета, конечно же, ведь в детстве Тимофея ни Матфей, ни Лука, ни Марк, ни Иоанн, ни Павел еще ничего не написали). Прекрасная мысль.

Тому же Тимофею апостол говорит: «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» (2 Тим. 3:16). Перед нами свидетельство о богодухновенности и общей пользе ветхозаветных книг. Они так же важны нам, как и Четвероевангелие, и Деяния, и Соборные Послания, и письма Павла, и Апокалипсис. У каждой Книги свое место, роль, предназначение.

«Мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших» – писал малоазийским церквам апостол Петр (2 Пет. 1:19). Итак, пророческое слово – «вернейшее», и обращаться к нему – значит «делать хорошо». Открывать пророческие книги означает зажигать светильник в темном месте.

Итак, вот душеполезное занятие, которое должно стать одним из основных в приближающиеся дни Великого Поста: искать образ Христа в ветхозаветных книгах; скучать по Спасителю и призывать Его, чтобы Он Сам пришел к нам и обновил наши души в святую пасхальную ночь. Осуществление этой простой мысли поможет нам подняться еще на одну ступень в лестнице нашего воцерковления.

Сергей Комаров

Примечания:

1. Протоиерей Александр Сорокин. Христос и Церковь в Новом Завете. Евангелие от Матфея // Эл. ресурс: http://predanie.ru/lib/book/67523/