Знаковое событие: Путин поддержал проведение Года единства российской нации. Российской нации дали определение

МОСКВА, 31 окт — РИА Новости. Президент России Владимир Путин, выступая в Астрахани на заседании Совета по межнациональным отношениям, поддержал идею проведения Года единства российской нации, назвав его "знаковым, консолидирующим событием".

Также во время совета были высказаны предложения по проведению амнистии для нелегальных мигрантов, созданию центра подготовки специалистов в области этно-конфессиональных отношений и включению специальности "этнолог-антрополог" в перечень российский профессий.

Год единства

По мнению президента, Год единства российской нации стал бы "знаковым консолидирующим событием, которое коснулось бы практически каждого этноса, каждого народа, который проживет в России".

Путин посетовал на то, что далеко не все еще понимают, в какой красивой стране живут, поэтому для многих было бы интересно познакомиться с народами и этносами, населяющими Россию.

"Такие вещи, с которыми мы, к сожалению, не сталкиваемся в быту каждый день, но которые, безусловно, являются основой российского многонационального народа и, безусловно, являются нашей ценностью", — добавил он.

Также Путин поддержал идею разработки закона о российской нации.

"Над этим нужно подумать и в практическом плане начать работать", — отметил президент.

Межнациональное согласие

Путин отметил, что безусловным приоритетом для России является межнациональное согласие.

Президент подчеркнул, что "межнациональные отношения — это важнейшая, чувствительная сфера, она постоянно развивается, здесь появляются новые проблемы, к сожалению, и острые вызовы". Чтобы грамотно и содержательно на них отвечать, считает Путин, "нужны современные и гибкие решения".

"Именно такие подходы намечены в стратегии государственной национальной политики. И во многом благодаря ее реализации Россия успешно противостоит глобальным угрозам — это экстремизм и терроризм" — сказал Путин.

Глава государства отметил намерения властей противостоять таким разрушительным тенденциям, как размывание традиционных ценностей и разжигание межнациональной розни.

"И здесь ключевая роль принадлежит общественному духовному единству нашего народа. Оно складывается из осознания гражданами России, что у них людей разных национальностей общая страна, их объединяют общие ценности и традиции, великая русская культура, русский язык", — добавил Путин.

Он напомнил, что по данным опросов, почти 80% россиян считают отношения между людьми разных национальностей доброжелательными или нормальными.

Программа по нацполитике

Правительство готовит профильную госпрограмму, которая должна стать единым магистральным документом для всех, кто занимается реализацией стратегии национальной политики, заявил Путин.

Она, по мнению президента, позволит помочь с координацией органов власти, реализующих национальную политику.

В своем выступлении Путин также обратил внимание на необходимость сохранения традиций и обычаев всех народов России и уважительного отношения к религиозным ценностям.

"Формирование российской идентичности — процесс сложный и небыстрый. Но, безусловно, он идет, и в последние годы достаточно активно идет. Восприятие гражданами себя как части России, повышение ответственности за свою страну становятся все более устойчивыми", — сказал глава государства.

Адаптация мигрантов

Путину предложили ускорить доработку закона по адаптации мигрантов К созданию эффективного закона необходимо привлечь не только миграционные службы, но и министерство образования, а также общественников, заявили в движении "Российский конгресс народов Кавказа".

Также глава государства коснулся вопроса адаптации мигрантов. По его словам, сейчас эта сфера "не обеспечена достаточными правовыми нормами, организационными и экономическими инструментами".

Путин предложил определить федеральный орган, который бы занимался социальной и культурной адаптацией мигрантов, приезжающих в Россию.

Президент отметил, что при решении этой проблемы нужно учитывать потребность в специалистах по межэтническим и межконфессиональным отношениям.

"И пока, конечно, их явно недостаточно", — констатировал он.

Кроме того, Путин раскритиковал европейскую миграционную политику, подчеркнув, что Россия должна опираться на собственный опыт.

Разработчики закона, который условно называют законом «О российской нации», с самого начала столкнулись с серьезным препятствием - отсутствием самого понятия «российская нация», которое устраивало бы всех. Теперь проблема близка к разрешению: ученые РАН разработали словарь основных понятий в области национальной политики и межнациональных отношений. Как сообщил «Известиям» академик РАН Валерий Тишков, в созданном глоссарии устанавливается приоритет понимания российской нации как политической, а не этнической общности. Также там говорится, что Российская Федерация - это национальное государство с разнообразным этническим и религиозным составом населения и региональной спецификой.

В РАН появился Научный совет по комплексным проблемам этничности и межнациональных отношений. Он создан в соответствии с поручениями президента для обсуждения важнейших проблем в сфере межнациональных (межэтнических) отношений и реализации Стратегии государственной национальной политики.

Как сообщил «Известиям» сопредседатель совета, научный руководитель Института этнологии и антропологии РАН академик Валерий Тишков, 25 апреля, на первом заседании будут обсуждаться базовые категории и понятия в этой области. То есть начать решили с азов: что такое нация, этническая общность, межнациональные отношения.

Последние десятилетия любое публичное упоминание таких понятий становится поводом для ожесточенных дискуссий, которые ни к чему не приводили.

После октябрьского заседания президентского Совета по межнациональным отношениям в Астрахани, когда главе государства предложили принять закон «О российской нации», в СМИ и соцсетях долго спорили, что это такое и как это надо понимать. Дискуссии продолжились 2 марта на заседании рабочей группы по созданию концепции закона. Многих смущало в названии слово «нация», которое еще с советских времен вызывает негативные ассоциации у части общества. По словам Валерия Тишкова, члены рабочей группы пока не пришли к окончательному решению, как должен называться этот законопроект. Среди вариантов - «О российской нации» и «Об основах государственной национальной политики». Не исключено, что в окончательном варианте оба названия найдут отражение.

Валерий Тишков отметил, что надо исходить из поручения президента, которое звучит так: «Президиуму Совета при президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям представить предложения о подготовке проекта нормативного правового акта, регулирующего отношения в сфере укрепления единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации)».

Главное сейчас найти смысл, содержание, что положить в этот закон: ответственность и разграничение полномочий органов государственной власти; какую миссию должны нести институты гражданского общества; вопросы, связанные с утверждением российской идентичности и патриотизма; преодоление напряженности и конфликтов, которые могут представлять риски для единства российского народа. Задача - найти этим вещам правовую форму, - сказал Валерий Тишков.

Чтобы работа над законами не увязала в одних и тех же спорах о словах, ученые создали понятийный аппарат. К первому заседанию совета уже подготовлен небольшой терминологический словарь государственной национальной политики. В нем раскрываются следующие определения: автономия, в том числе этнотерриториальная и национально-культурная; ассимиляция; геноцид; групповые права; коренные (аборигенные) народы; ксенофобия; межнациональное (межэтническое) согласие; меньшинства; национализм; национальное государство; национальное самосознание (идентичность); нация; расизм; самоопределение; сепаратизм; этническая общность (этническая группа, этнос).

К примеру, национальное государство определяется в глоссарии как государство с общей, контролируемой центральной властью хозяйственно-экономической основой, с общей территорией, общими историко-культурными ценностями жителей страны. При этом оговаривается, что понятие «национальное государство» следует отличать от понятий «моноэтническое государство» и «полиэтническое государство».

«Российская Федерация - национальное государство, имеющее разнообразный этнический и религиозный состав населения и отличающееся большой региональной спецификой», - говорится в документе.

В статье «Нация» отмечается, что в современных науке и праве под этим понимаются два типа человеческих сообществ: совокупность граждан одного государства (политическая, или гражданская, нация) и этническая общность (этнонация).

«Члены политических наций отличаются общегражданским самосознанием, или национальной идентичностью, выражающейся в соотнесении гражданина со своей страной, что отражается прежде всего в названии ее жителей (напр., американцы, индийцы, испанцы, китайцы, мексиканцы, россияне, французы)», - говорится в словаре.

При этом ученые обращают внимание, что в России этническое понимание нации сохраняет свое влияние, что отражается в политической и научной лексике и массовом сознании.

«Часть экспертов, политиков и общественных активистов отрицают понимание российского народа как социально-политической и историко-культурной целостности в форме гражданской нации. Однако авторитетные опросы населения страны показывают, что российская идентичность («мы - россияне») стоит на первом месте среди всех других форм коллективной идентичности», - заключают авторы словаря.

Поликультурная страна всегда находится в поисках стратегии согласия разных культур и их диалога, - пояснил «Известиям» завкафедрой психологии личности психфака МГУ Александр Асмолов. - Принятие государственных решений без научного анализа, экспертной позиции по этнокультурной политике всегда может оказаться рискованным. Именно уменьшение рисков является одной из задач совета. Чтобы в обществе не было недопонимания и не возникало неправильного толкования национальной проблематики, и работают подобного рода экспертные группы.

Помимо терминологического словаря на заседании рассмотрят «Краткий вариант понятий для глоссария законодательного акта» - эти материалы должны будут использоваться при разработке законодательства. В документе, в частности, определяется, что такое «многонациональный народ Российской Федерации». С этой формулировки начинается Конституция РФ, однако вокруг нее также время от времени возникают жаркие дискуссии.

Глоссарий определяет многонациональный народ РФ как «общность граждан Российской Федерации различных национальностей, объединенных государственным единством, общими интересами и историко-культурными ценностями и осознающих свою принадлежность к общности российской нации».

Российская нация, согласно глоссарию, - это гражданско-политическая общность, консолидированная на основе исторической российской государственности, члены которой обладают равными правами независимо от этнической, расовой и религиозной принадлежности.

Кроме того, глоссарий дает три значения слова «народ»: это согражданство (российский народ, россияне), этническая общность (национальность), «в том числе коренные малочисленные народы Российской Федерации», либо вообще любое скопление людей.

Краткий вариант понятий для глоссария законодательного акта

Государственная национальная политика (государственная политика в сфере межэтнических отношений) - система целенаправленных действий органов государственной власти, местного самоуправления, институтов гражданского общества по обеспечению конституционных прав народов и граждан Российской Федерации на этнокультурное развитие, обеспечение гармонизации межнациональных отношений и укрепление на этой основе единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации)

Гражданская идентичность - отождествление себя с гражданами страны, государственно-территориальным пространством, представление о государстве, обществе, стране, образ «мы» и чувство общности, солидарности, ответственности за дела в стране.

Многонациональный народ Российской Федерации - общность граждан Российской Федерации различных национальностей, объединенных государственным единством, общими интересами и историко-культурными ценностями и осознающих свою принадлежность к общности российской нации.

Межэтнические отношения - совокупность политических, социально-экономических, культурно-языковых и иных отношений между людьми разной этнической принадлежности в деловой, общественной и иных сферах общения.

Российская нация - гражданско-политическая общность, консолидированная на основе исторической российской государственности, члены которой обладают равными правами независимо от этнической, расовой и религиозной принадлежности, общими историко-культурными ценностями, чувством принадлежности к единому народу, гражданской ответственностью и солидарностью.

Этническая общность (группа) - сложившаяся на основе общей культуры и языка, компактно или дисперсно расселенная на территории Российской Федерации общность людей, члены которой обладаю общим самосознанием.

Национальная (этническая) принадлежность - отнесение индивидом самого себя к определенной этнической общности на основе свободного волеизъявления.

Народ - 1. Как согражданство (российский народ, россияне), 2. Как этническая общность (национальность), в том числе коренные малочисленные народы Российской Федерации, 3. Как любое скопление людей.

36

Муниципальная программа

«Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие

народов в муниципальном районе Давлекановский район

Республики Башкортостан»

Утверждена

постановлением администрации

муниципального района

Давлекановский район

Республики Башкортостан

муниципальной программы

1. Наименование программы

Укрепление единства российской нации и

этнокультурное развитие народов в муниципальном районе Давлекановский район

Республики Башкортостан

2. Основание для программы разработки

реализации государственной национальной

политики в Республике Башкортостан»,

Государственная программа «Укрепление

единства российской нации и этнокультурное развитие народов в Республике Башкортостан», утвержденная постановлением Правительства Республики Башкортостан от 7 сентября 2016 года № 379

3. Заказчик программы

Администрация муниципального района

4. Разработчики программы

Управление культуры муниципального района

Давлекановский район Республики Башкортостан

5. Цели и задачи программы

укрепление общероссийского гражданского самосознания, единства и духовной общности многонационального народа Республики Башкортостан

укрепление гражданского единства и обеспечение гармонизации межнациональных отношений;

сохранение и развитие этнической уникальности народов России;

сохранение многообразия культуры и языка

народов Республики Башкортостан

6. Важнейшие целевые индикаторы и показатели программы

Участие в международных, всероссийских, межрегиональных, республиканских конкурсах и фестивалях, направленных на укрепление межнационального единства, ед.;

количество мероприятий, направленных на развитие культуры народов России, ед.

численность участников мероприятий, направленных на этнокультурное развитие народов Республики Башкортостан, чел.

7. Сроки и этапы реализации программы

2017 - 2022 годы без деления на этапы

8. Объемы и источники финансирования

На реализацию программных мероприятий будет направлено в 2017- 2022 годах из

средств бюджета муниципального района Давлекановский район Республики Башкортостан

1200,0 тыс. руб., в том числе по годам:

2017 год - 200,0 тыс. рублей;

2018 год - 200,0 тыс. рублей;

2019 год - 200,0 тыс. рублей;

2020 год - 200,0 тыс. рублей;

2021 год - 200,0 тыс. рублей;

2022 год - 200,0 тыс. рублей.

9. Ожидаемые конечные результаты

Участие в международных, всероссийских, республиканских конкурсах и фестивалях, направленных на укрепление межнационального единства, 30 ед.;

количество мероприятий, направленных

на развитие культуры народов России, 21 ед.;

численность участников мероприятий,

направленных на этнокультурное развитие

народов России, 26 682 чел.

1. Характеристика текущего состояния сферы укрепления единства

российской нации и этнокультурного развития народов

в муниципальном районе Д авлекановский район

Давлекановский район расположен на юго-западе Республики Башкортостан в 90 километрах от города Уфы. Образован в 1930 году. Его центром является город Давлеканово. В районе 91 сельский населенный пункт.

Население - 41 тыс. чел., из них 18,3 тысячи проживает в сельской местности. Национальный состав (по итогам переписи 2010 года):

15 146 (36, 3 %) - башкиры

15059 (36,1 %) - русские

7321 (17,5 %) - татары

1436 (3,4 %) - чуваши

1376 (3,3 %)- украинцы.

В районе вопросам укрепления единства российской нации и этнокультурного развития народов уделяется большое внимание, так как от этого зависят стабильность и процветание многонационального государства, его суверенитет, гражданский мир, соблюдение принципов равноправия и самоопределения народов.

Эффективная национальная политика влияет на общественное сознание, способствует формированию позитивного мировоззрения, воспитанию у подрастающего поколения чувства патриотизма, укреплению дружбы и согласия между народами, сохранению исторически сложившегося государственного единства.

Действуют районные общественные организации: курултай башкир, собор русских, конгресс татар, общество чувашей канаш, которые ведут большую работу по сохранению самобытной культуры, изучению языков, оказывают методическую помощь в организации мероприятий, сотрудничают с администрацией муниципального района, образовательными учреждениями, учреждениями культуры, другими общественными организациями.

В целях сохранения традиций, развития и популяризации народного художественного творчества народов, проживающих на территории района, создано 5 национальных культурных центров:

1. Русский центр национальной культуры (Ивановский филиал районного Дома культуры).

2. Башкирский центр национальной культуры (Курьятмасовский).

3. Татарский центр национальной культуры (Ташлы-Шариповский).

4. Чувашский центр национальной культуры (Чуюнчи-Николаевский).

5. Украинский центр национальной культуры (Хотомлинский).

В муниципальном районе Давлекановский район функционируют: районный Дом культуры с 35 филиалами в сельской местности, Давлекановская межпоселенческая центральная библиотека (центральная библиотека, центральная детская библиотека, городской филиал № 1 и 23 филиала на селе (2 из них - сельские модельные библиотеки), историко-краеведческий музей, музей Ахияра Хакимова, киновидеосеть, Детская школа искусств.

В районе и городе действует 9 коллективов, имеющих звание «Народный», и 8 - «Образцовый».

В муниципальном районе Давлекановский район ведет работу Комиссия по вопросам государственно-конфессиональных отношений при администрации муниципального района Давлекановский район и Совет при администрации по вопросам укрепления межнационального согласия. Ежеквартально проводятся совместные заседания. Ведется работа с религиозными организациями и представителями национальных сообществ. С целью профилактики асоциальных проявлений в молодежной среде в общеобразовательных учреждениях организуются беседы с представителями традиционных конфессий.

Руководители религиозных организаций принимают участия в общегородских родительских собраниях.

В районе созданы необходимые условия для формирования благоприятной среды, направленной на этнокультурное и поликультурное развитие детей и молодежи: функционируют учреждения культуры, образования, ведущих совместную работу по укреплению гражданского единства и гармонизации межнациональных отношений. Районные средства массовой информации осуществляют информационную деятельность на двух государственных языках Республики Башкортостан.

В районе проводятся мероприятия, посвященные Дню народного единства, а также торжественные мероприятия, приуроченные к памятным датам народов России.

Ежегодно проводятся открытый районный фестиваль народного творчества «Жемчужины народного творчества», «Шежере-байрамы», «Широкая масленица», «Навруз», «День славянской письменности» и т.д.

Развитию межнациональных отношений, межрегиональных контактов способствует ежегодный районный праздник труда, культуры и спорта «Сабантуй».

Важнейшим направлением в сфере культуры и искусства района является развитие межрегионального и международного сотрудничества: творческие коллективы активно участвуют в международных, всероссийских и республиканских конкурсах.

Деятельность по развитию национальных культур и межрегионального сотрудничества в различных сферах актуальна и направлена не только на сохранение межнационального мира и согласия в муниципальном районе Давлекановский район, но и на популяризацию национальных праздников.

В муниципальном районе Давлекановский район 22 общеобразовательных учреждения (16 средних, 4 основных, 2 начальные), 10 филиалов средних и основных школ. Общее количество обучающихся - 4634, из них:

Система дошкольного образования включает в себя 18 дошкольных образовательных учреждений и 11 дошкольных групп при МОБУ СОШ д. Ивангород, с. Рассвет, с. Имай-Кармалы, с. Ивановка, с. Чуюнчи, МОБУ ООШ с. Микяшево, с.Чуюнчи-Николаевка, МБОУ НОШ д. Соколовка, с. Казангулово, МОБУ СОШ №1 г.Давлеканово.

Услугами дошкольного образования охвачено 1738 детей: в г. Давлеканово - 1425, в сельских поселениях - 313.

Система дополнительного образования в районе представлена двумя учреждениями дополнительного образования детей:

Дом детского творчества, где получают дополнительные образовательные услуги 1378 детей;

Детско-юношеская спортивная школа «Самбо-75», в которой занимаются 570 человек.

Обучение ведется на русском, башк ирском, чувашском языках. В школах организовано изучение родного русского, башкирского, татарского и чувашского языков.

В 8 школах (в том числе в 5 филиалах) на башкирском языке обучаются 621 обучающихся, что составляет 47 % от общего количества школьников башкирской национальности. В 11 школах родной башкирский язык изучают 504 обучающихся, что составляет 38 % от общего количества школьников башкирской национальности и в 9 школах (в том числе в 2 филиалах ) 470 обучающихся (36 %) изучают башкирский язык как государственный. Всего на башкирском языке обучаются и изучают язык 1279 обучающихся, что составляет 98 % от общего количества обучающихся башкирской национальности.

В 5 школах изучается татарский язык как родной. В двух школах района ведется обучение на чувашском языке.

В муниципальном районе Давлекановский район функционирует две инновационные национальные общеобразовательные организации: МОБУ лицей-интернат, МОБУ БГИ №3.

Большую роль в осуществлении языковой и национальной политики выполняют учителя родных языков. Создано методическое объединение.

2. Цель и задачи муниципальной программы

Цель муниципальной программы определена в соответствии со Стратегией государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 года № 1666, федеральной целевой программой «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2013 года № 718 (с последующими изменениями), государственной программой «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов в Республике Башкортостан», утвержденной постановлением Правительства Республики Башкортостан от 7 сентября 2016 года № 379 и предусматривает:

Комплексное развитие межнациональных отношений и сохранение этнокультурного многообразия народов Республики Башкортостан;

Упрочение общероссийского гражданского самосознания и духовной общности многонационального народа Российской Федерации (российской нации);

Сохранение и развитие этнокультурного многообразия народов России;

Содействие всестороннему и гармоничному развитию башкирского этноса;

Гармонизацию национальных и межнациональных (межэтнических) отношений;

Содействие национально-культурному развитию;

Формирование у детей и молодежи общероссийского гражданского самосознания, чувства патриотизма, гражданской ответственности, гордости за историю страны, воспитание культуры межнационального общения, основанной на толерантности, уважении чести и национального достоинства граждан, духовных и нравственных ценностей народов России;

Прогноз развития ситуации в сфере укрепления единства российской нации и этнокультурного развития народов России в муниципальном районе Давлекановский район сформирован в соответствии со стратегическими документами социально-экономического развития Республики Башкортостан. В прогнозируемом периоде в районе будут создаваться дополнительные условия для успешной работы по гармонизации межнациональных отношений, для укрепления межкультурного диалога и гражданского единства на основе активного взаимодействия с общественными объединениями и молодежными организациями.

Цель муниципальной программы - укрепление общероссийского гражданского самосознания, единство и духовную общность многонационального народа, проживающего в муниципальном районе Давлекановский район Республики Башкортостан.

Для достижения поставленной цели в рамках реализации муниципальной программы предусматривается решение следующих задач:

Укрепить гражданское единство и обеспечить гармонизацию межнациональных отношений;

Обеспечить сохранение и развитие этнической уникальности народов России;

Сохранять многообразие культуры и языка народов Республики Башкортостан.

3. Сроки и этапы реализации муниципальной программы

Муниципальная программа рассчитана на период с 2017 по 2022 годы без деления на этапы для обеспечения непрерывности решения поставленных задач.

4. Перечень целевых индикаторов и показателей муниципальной программы

Целевые индикаторы программы установлены в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 602 «Об обеспечении межнационального согласия», постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2013 года № 718 «О федеральной целевой программе «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)», Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 года № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики», Указами Президента Республики Башкортостан от 4 мая 1999 года № УП-243 «О реализации Закона Республики Башкортостан «О языках народов Республики Башкортостан» (с последующими изменениями), от 30 ноября 2013 года № УП-371 «Об оценке эффективности деятельности республиканских органов исполнительной власти» (с последующими изменениями), другими нормативными правовыми документами в сфере национальной политики Республики Башкортостан.

Перечень целевых индикаторов:

участие в международных, всероссийских, межрегиональных, республиканских конкурсах и фестивалях, направленных на укрепление межнационального единства,

количество мероприятий, направленных на развитие культуры народов, проживающих в муниципальный район Давлекановский район ;

численность участников мероприятий, направленных на этнокультурное развитие народов Республики Башкортостан.

ПЕРЕЧЕНЬ

целевых индикаторов и показателей эффективности муниципальной программы

«Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов

в муниципальном районе Давлекановский район Республики Башкортостан»

Наименование целевого индикатора и показателя муниципальной программы, единица измерения

Фактическое значение целевого индикатора и показателя
на момент разработки муниципальной программы
(за 2016 год)

Значения целевого индикатора и показателя по годам

Участие в Международных, Всероссийских, Межрегиональных, Республиканских конкурсах и фестивалях, направленных на укрепление межнационального единства

Количество мероприятий, направленных на развитие культуры народов проживающих в МР Давлекановский район (ед.)

Численность участников мероприятий, направленных на этнокультурное развитие народов Республики Башкортостан

5. Сведения о порядке сбора информации и методики расчета показателей программы

Источник информации для расчета - данные муниципальных учреждений культуры и искусства, реализующих мероприятия программы.

6. Финансовое обеспечение муниципальной программы

Реализация мероприятий программы осуществляется за счет средств бюджета муниципального района Давлекановский район Республики Башкортостан.

Прогнозируемый объем финансирования программы составляет 1200,0 тыс. рублей:

2017 год - 200,0 тыс. рублей;

2018 год - 200,0 тыс. рублей;

2019 год - 200,0 тыс. рублей;

2020 год - 200,0 тыс. рублей;

2021 год - 200,0 тыс. рублей;

2022 год - 200,0 тыс. рублей.

  • А) для исполнения расходных обязательств Российской Федерации
  • А) направляется Федеральному Собранию Российской Федерации
  • А. В течение ближайших двух лет роль бартера в российской экономике сойдет на нет.
  • Обсуждение темы формирования и укрепления единства российской нации в последние годы получило место не только в рамках научного дискурса относительно соотношения гражданского и этнического подхода в определении «нации», но и стало неотъемлемой частью политической повестки дня. Понятие «российская нация», а также его концептуальное видение в своих выступлениях в разное время раскрывали Президенты Российской Федерации.

    Так, В.В. Путин неоднократно в посланиях Федеральному Собранию Российской Федерации, а также в своих выступлениях, делал акцент на гражданском единстве и этнокультурном многообразии российской нации, отмечая ее уникальность с исторической и геокультурной точки зрения. Так, на рабочей встрече по вопросам межнациональных и межконфессиональных отношений, состоявшейся в Чувашской Республике 5 февраля 2004 г., Президент Российской Федерации заметил: «…мы имеем все основания говорить о российском народе как о единой нации…Наши предки очень многое сделали для того, чтобы мы чувствовали это единство. Это наша историческая и наша сегодняшняя реальность тоже. Представители самых разных этносов и религий в России ощущают себя действительно единым народом. Используют все свое культурное богатство и многообразие в интересах всего общества и всего государства. Мы обязаны сохранить и укрепить наше национальное историческое единство».

    Выступая 28 июня 2008 г. на церемонии торжественного открытия V Всемирного конгресса финно-угорских народов в г. Ханты-Мансийске, Президент Российской Федерации Д.А. Медведев отметил, что «само историческое развитие российской нации в немалой степени основывалось на богатстве и сохранении этнокультурной и поликонфессиональной среды. На многовековом мирном опыте проживания в одном государстве более ста шестидесяти народов. Благодаря этому единство российской нации выдержало многие испытания. И в наши дни является важным фактором преодоления экстремистских настроений, национализма и религиозной нетерпимости».

    Российский народ и россияне – это исторически очень давние самообозначения жителей (граждан – после появления понятия гражданства) нашей страны.

    Понятие «российский народ (россияне)» родилось во времена Петра I и М.В.Ломоносова, использовалось в авторском языке «Истории государства Российского» Николаем Карамзиным. При этом оно не противопоставлялось понятию «русские» (люди). Например, в толковом словаре русского языка Ушакова слово «россиянин» определено как «русский, гражданин России» и охарактеризовано как «старинное официальное торжественное».



    К «россиянам» были обращены оды Тредиаковского, Сумарокова и Ломоносова; «россиян» посылали в бой Скобелев и Брусилов.

    Когда в XVIII-XIX вв. на основе гражданского национализма формировалось представление о современных нациях в Европе и Америке, в России также утверждалось представление о российской или «общерусской нации» (П.Б.Струве), а слова «русский» и «российский» были во многом синонимами. Слово русский больше относилось к обычаям и культуре, а российский - к понятию народа страны.

    Как и другие сторонники российского национализма в его либерально-имперском или федералистском вариантах, П.Б.Струве вполне справедливо считал, что «Россия есть государство национальное» и что, «географически расширяя свое ядро, русское государство превратилось в государство, которое будучи многонародным, в то же время обладает национальным единством».



    Однако в России были сторонники и узко-этнографического понимания русского, те, кто хотел поставить знак равенства между русскими и великороссами, а в качестве национальной территории предлагал считать традиционный ареал расселения великороссов.

    В то же время определение россиян как нации действительно представляет собой новацию, ибо до 1917 года это понятие только начинало утверждаться в виде категории «большой русской нации», включающей в себя всех православных и всех восточных славян, а в ряде случаев – всех жителей страны.

    Процесс утверждения образа России как национального государства «российской многонародной нации» не был завершен к 1917 году не столько по причине многоэтничного состава населения или обширности территории, сколько по причине отсутствия единой идеологии и неповоротливости государственного аппарата. В дальнейшем понятие «россияне» в 1950-е годы употреблял философ русского зарубежья С.Левицкий (1908-1983).

    Тема формирования российской нации присутствовала в творчестве историка и этнолога Л.Н. Гумилева. Особое внимание он, в частности, уделял проблеме межэтнических контактов, в том числе в российской истории, утверждая, что россияне - это этнос, сложившийся из трех компонентов: славян, финно-угров и татар.

    В 1990-е годы XX века термин «россияне» регулярно использовался Президентом России Б.Н. Ельциным в телеобращениях к народу.

    У ряда представителей националистических организаций сохраняется негативное отношение к термину «россияне», как к понятию, будто бы обезличивающему этничность разных народов России, включая русский народ.

    Однако это не так. Понятие «россияне» выступает в качестве характеристики сообщества людей, обладающих российским гражданством. Идеологема «российской (гражданской) нации» является реальным фактором, объединяющим многоэтничное сообщество граждан России, и в этой связи важным является то обстоятельство, что, как показывают социологические исследования, значительная часть россиян признает существование российской нации.

    Результаты проведенных по заказу Минрегиона России социологических исследований позволяют выявить наметившуюся тенденцию укрепления в обществе общероссийской гражданской идентичности. Например, по данным опроса ВЦИОМ, 73% российских школьников, прежде всего, идентифицируют себя как граждане России, и только во вторую очередь – как представители своей национальности (35%).

    Результаты опроса (диагр. 1) зафиксировали наиболее высокий уровень гражданской самоидентификации среди школьников Калининграда (85%), Белореченска (82%) и Воронежа (81%), наиболее низкий – среди школьников Санкт-Петербурга (63%), Якутска (65%) и Нальчика (66%). Примерно для трети школьников Калининграда, Томска и Нальчика весьма значимой также является региональная идентичность («сибиряк», «кавказец» и т.д.).

    Диаграмма 1.

    Склонность идентифицировать себя с представителями своей национальности наиболее выражена у школьников из Казани (40%), Москвы (42%) и Владивостока (43%). При этом степень актуализации этнической идентичности возрастает по мере взросления школьников. Так, если в 5-6 классе она уступает место самоидентификации по роду занятий (29 против 32%), то в 9-11 классах идентифицируют себя со своей национальностью уже 40% школьников.

    С точки зрения государства, гражданская идентичность должна быть базовой у граждан России, что не означает отмены других самоидентификаций (этнической, родовой, религиозной, социальной, профессиональной, корпоративной и пр.). В этом заключается мощный потенциал общегражданской солидарности.

    Подобный подход далек как от политики ассимиляции (имеющей место во Франции, Турции, ряде постсоветских государств), так и от идеологии «плавильного котла» (ранее присущей США).

    Иными словами, российский путь подразумевает одновременное наличие у индивида многих идентичностей при базовой – гражданской (общероссийской).

    Данный тезис можно проиллюстрировать результатами ответов респондентов на вопрос: «Не отрицая своей национальной (в смысле – этнической) принадлежности, могли бы Вы также сказать о себе: «Моя национальность - россиянин»?

    При такой постановке вопроса 58% заявили однозначное «да», и еще 17% указали, что, выезжая за рубеж, могут считать себя по национальности россиянами (табл. 1).

    Таблица 1. Распределение ответов на вопрос «Моя национальность - россиянин»

    1. Да 2. Да, если нахожусь в другой стране 3. Нет 4. Затрудняюсь ответить
    г. Тула 74,4 9,4 10,0 6,3
    г. Балаково 67,4 11,5 10,5 10,5
    г. Хабаровск 62,9 16,3 12,5 8,3
    г. Сыктывкар 61,9 18,3 11,5 8,3
    г. Москва 59,4 15,1 17,1 8,3
    г. Оренбург 58,7 32,8 8,5 -
    г. Пятигорск 56,1 19,6 16,7 7,6
    г. Архангельск 52,9 20,8 16,9 9,4
    г. Омск 51,7 14,9 23,6 9,7
    г. Екатеринбург 51,0 24,1 18,3 6,6
    г. Сургут 48,9 17,3 16,2 17,5
    г. Горно-Алтайск 48,8 22,8 18,3 10,1
    г. Якутск 41,4 25,8 11,1 21,7
    г. Грозный 23,5 36,4 28,9 11,2
    В ЦЕЛОМ 57,7 17,0 16,9 8,4

    Полученные результаты позволяют оценить, насколько велика готовность значительного числа граждан России признать согражданство, и государственная политика вправе этому способствовать.