Аббатство клюни во франции. Монастырь клюни

64. Архитектура готического храма

Готическая архитектура уничтожила массу стены, утвердила тектоническую структуру каркасной системы. Свое наиболее полное выражение готич. Арх. Получила в культовом зодчестве. По мере того как собор становится господствующим типом культового зодчества, т нем отмирают черты, присущие монастырской церкви. План сохраняет продольное направление с акцентированным средокрестием, однако характерное для романских церквей развитие трансепта в готич. Эпоху уступает место слабо выступающему трансепту, то зажатому между капеллами (соб. в Париже), то слитым с пространством хора (Амьен). Иногда он отсутствует вовсе. Нет крипт, нартекса, зато обход хора и венец капеллстали почти обязательными элементами плана. Что привело к увеличению хоровой части. Апсида хора – полукруглая во Франции, прямоугольная в Англии. Готич. Храмы были базиликальными (3 и 5-нефными) и зальными. Ведущий тип – трехнефная базилика. Зальные церкви были 3-нефными, реже – 2-нефные (столбы по центр оси) Большое влияние на готич. Зодчество оказал тип соборов, воплощенный в Шартре, Реймсе, Амьене. Виды опоры : 1. Простейшая – циллиндрич столб (от романской арх.), поставленный на квадр. Цоколь и круглую подушку, завершен капителью (почти все соборы 12 в. Парижской богоматери, Лана и др.)

2. Цил. Столб с приставленными колонками – более стройный (в соб. Буржа, Суассона, Амьена, Реймса). Колонки еще не повторяют профиль нервюр. 3.Дроблние служебных колонн, части опор сливаются с нервюрами сводов.

Опоры боковых нефов несут только своды, а опоры средних кроме свода среднего нефа и части сводоб боковых, поддерживают еще продольную аркаду с трифориями и крышу. Опоры среднего нефа связаны продольными арками в первом ярусе, арками окон в верхнем и арками трифория в среднем.

Готич свод – как правило крестовый на нервюрах стрельчатой формы.
Арки 1. типичная стрельчатая: - с малым подъемом,

Равносторонняя (в кот. Вписывается равносторонний треугольник)

Ланцетовидная

Чтобы уравновесить распор, использовали контрфорсы – самостоятельные элементы конструкции, вынесенные за пределы здания. Распор передается через аркбутаны, которые обычно находятся над крышей боковых нефов. Аркбутаны – развитие сводов боковых нефов.

Эволюция контрфорсов: от уступчивой формы- к более стройной со слабо выраженными уступами – к рациональной форме с пустыми местами между контрфорсом и внутр опорой бок нефа. Аркбутаны – в 1 или 2 яруса, 1 или 2 пролета.
Большая роль скульптурного убранства, скульптура подчеркивает тектонику здания. Скульптуры акцентируют вход, облегчают вес, служат водостоками..Окна - двух типов:

Прямоугольные с арочным завершением и круглые (в поздн готике еще пламенеющая форма)
Опоры, нервюры, капители, базы. Капитель украшена почти всегда растительными орнаментами.

Профилировка играла большую роль во взаимосвязи опор и нервюр. Профилировка несущих и несомых частей взаимообусловлена. Виды капителей: - единая (соб в Париже, Лане) - расчлененная

Составная

Капитель только под арками и сводами бок нефов (Сен Дени)

Профили нервюр

Нервюры в точке пересечения объединяются замковым камнем

Пол выкладывался из цветных плит. Для зрелой готики типичны «лабиринты» - фигурная кладка из разноцветных камней, создающее дорожки. Хождения по дорожкам имело релициозно-символическое значение. Подобные лабиринты – в Шартре, Реймсе, Амьене

Думаю, знаковые соборы имеет смысл рассматривать отдельно!

Аббатство Клюни было закрыто после Великой французской революции в 1790 году , тремя годами позже сожжено и разграблено крестьянами. В 1798 году остатки аббатства были проданы и несколько десятилетий использовались как каменоломня. До наших дней сохранилось лишь около 10 % процентов базилики Клюни III, в том числе южная колокольня. Сохранившиеся постройки были реставрированы в XX веке.

Недалеко от Клюни находится всемирно известная экуменистическая община Тэзе .

Литература

  • «Клюни» // Католическая энциклопедия. Изд. францисканцев. Т.2. М.:2005
  • Мулен, Лео Повседневная жизнь средневековых монахов Западной Европы (Х-ХV вв.) . - М.: Молодая гвардия, 2002. - ISBN 5-235-02450-8
  • Catholic Encyclopedia. Congregation of Cluny (англ.)

См. также

Ссылки

  • Abbaye de Cluny (фр.)

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Клюни (монастырь)" в других словарях:

    - (фр. Cluny; или Клюньи Clugny) имение в Верхней Бургундии, недалеко от Макона. 11 сентября 909 года оно было подарено герцогом Аквитании Гильомом I Благочестивым аббату Бернону для основания нового монастыря. Клюни было изъято из под зависимости… … Католическая энциклопедия

    Клюни (фр. Cluny): Клюни монастырь в Бургундии, Франция. Клюни (конгрегация) монашеская конгрегация, ответвление бенедиктинцев, основанная в монастыре Клюни. Клюни (Франция) коммуна во Франции Отель Клюни парижский музей.… … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Клюни (значения). Монастырь Клюни Cluny … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Клюни (значения). Базилика Клюни III (реконструкция) Клюни, Клюнийская конгрегация монашеская … Википедия

    Бенедиктинское аббатство в Бургундии (см. Бургундия) (департамент Сона и Луара) основанное герцогом Вильгельмом Аквитанским. В правление аббата Одона (927 942) Клюни становится центром Клюнийской реформы, сыгравшую огромную роль в истории… … Географическая энциклопедия

    - (от греч. monasterion келья отшельника), в ряде религий общины монахов (мужские монастыри) или монахинь (женские монастыри), принимающие единые правила жизни (устав). Архитектура монастыря связана с национальными региональными… … Художественная энциклопедия

    Монастырь - (monastery), религ. сообщество монахов или монахинь, живущих в молитвах и труде по единым правилам (уставу), часто в уединенных и отдаленных местах. Монашество свойственно почти всем религиям. Будда (ок. 563 ок. 483 до н.э.) основал монашескую… … Всемирная история

    Клюни - и клюнийская конгрегация. К. – монастырь в верхней Бургундии, в диоцезе Макона. После того, как Франция стала оправляться от внутренних смут, а также набегов сарацин, венгров и норманнов и был восстановлен мир и тишина, дворянство с новой… … Полный православный богословский энциклопедический словарь

    Монастырь - (греч. monasthrion уединенное жилище, от monas одинокий и threw оберегать) общины монахов (мужские монастыри) или монахинь (женские монастыри), принимающие единые правила жизни (устав). Древнейшие монастыри буддийские появились во 2 пол. 1 тыс … Архитектурный словарь

    Или Клюньи (Cluny, Clugny) имение в Верхней Бургундии, недалеко от Макона. В 910 г. оно было подарено аббату Бернону для основания нового монастыря. К. было изъято из под зависимости от какой бы то ни было светской или духовной власти и подчинено … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Монастырь Клюни был основан в X веке герцогом Аквитании Гильомом I Благочестивым. Строительство окончилось в 1130 году. Уже через несколько лет монастырь стал пользоваться большим авторитетом. Он подчинялся непосредственно Папе, росла конгрегация с центром в Клюни. Вскоре Клюни из маленькой деревушки превратился в крупный религиозный центр. Из стен местного аббатства вышли 12 кардиналов и несколько Пап, в том числе и инициатор Григорианской реформы, Григорий VII. Внутренний распорядок жизни в аббатстве был очень строг. Приветствовалась аскеза, то есть отрешение от мирских благ. В XVI веке аббатство было разграблено гугенотами, а в XVIII оно полностью пришло в упадок. Земли монастыря делятся и продаются. С большим трудом удается сохранить здание самого аббатства и не дать его разрушить. Во время Французской Революции его не раз грабили, жгли, растаскивали на камни. В XX веке проводились реконструкции, однако от старой базилики удалось сохранить только около 10%.

Сегодня уже сложно представить, что это было самое большое во Франции аббатство. В настоящее время оно открыто для туристов.

Это был не просто монастырь, а целая монашеская империя, в которую входило 1100 монастырей - от Англии до Италии и от Португалии до Германии. Орден Клюни насчитывал более 10 тысяч монахов.

После Великой французской революции от аббатства не осталось ничего, кроме колокольни и капеллы.


«Дорогая русская редакция Международного французского радио. Я вас, наверное, не удивлю тем, что я ваш давний слушатель и поклонник. Но, думаю, что духовные лица вам пишут не часто. Я дьякон, и мне очень хочется услышать рассказ о французских монашеских орденах. И еще я хотел бы, чтобы вы в одной из передач «По вашим заявкам» рассказали о первом французском христианском короле. С уважением отец Анатолий Сиротенко». Духовные лица, нам, действительно, пишут не часто, и я с удовольствием выполню обе ваши заявки, отец Анатолий. Сегодня я расскажу о Клюнийском аббатстве.

Свою историю Клюнийское аббатство ведет с начала 10 века. Тогда Святой Престол решил провести монастырскую реформу, в основу которой лег Устав Святого Бенедикта. Это правило было установлено в 6 веке отцом западного монашества Бенедиктом Нурсийским. Его девиз гласил «Ora et labora» («молись и работай»). Сочиненный святым Устав, предписывающий молитву (литургию), работу и учебу как важнейшие требования к монашеству, стал школой праведности для людей, пожелавших расстаться с мирской жизнью. Святой Бенедикт был не только основателем монашеского ордена, по сей день носящего его имя. Он считается одним из творцом христианского Запада. Папа Пий 12 назвал его отцом Европы. Павел 4 провозгласил его в 1964 году покровителем Запада. Вопреки общему пожеланию, он не был священником, а всего лишь дьяконом.

Аббатство Клюни было основано в Бургундии герцогом Гийомом Аквитанским в 909 или 910 году. Ему предназначалась роль главной обители реформированного бенедиктинского ордена. Первых насельников во вновь основанном монастыре было всего 12. Покровителями монастыря герцог Аквитанский выбрал Петра и Павла. А вновь образованную обитель он передал под покровительство Святого престола. С тех пор Клюнийский орден подчиняется Риму. В письме на имя Святого Отца Гийом Аквитанский писал: «Всем управляет Провидение, с этим никто не спорит. И если Провидение захочет, чтобы человек стал богатым, он им станет, если будет отпущенные ему средства употреблять правильно. Богатство человека – это освобождение его души. И я Гийом, герцог милостью Божьей, желая сделать угодное Господу для своего спасения – пока еще есть время – подумал, что будет правильным употребить часть моих богатств на богоугодное дело. Уповая на милость Христа и на любовь Бога и нашего Спасителя передаю Петру и Павлу обитель Клюни со всеми относящимися к ней угодьями» - писал в Рим герцог Аквитанский. Это письмо было также и просьбой к Святому престолу взять под свою защиту это огромное поместье, оградить его от притязаний светской власти. Рим принял этот более чем щедрый дар набожного Гийома Аквитанского.

Первый настоятель аббатства Бернон умер в 927 году. Начиная с эпохи второго настоятеля Одона, Клюни переживало поразительный расцвет духовной жизни. И здесь стоит сказать о важной детали. Согласно Хартии аббатства монахи, которых, как я сказала выше, поначалу было всего 12, выбирали настоятеля среди братьев. Это, кстати, было одним из важнейших пунктов Устава Святого Бенедикта, однако предписанию основателя бенедиктинского ордена до реформы в монастырях не следовали. Другими замечательными аббатами Клюни в первые века его истории были святые Майоль, Одилон и Гуго. Они неустанно трудились над основанием новых монастырей в соответствии с идеалами клюнийского движения. Все созданные ими на протяжении почти трех веков монастыри подчинялись аббатству Клюни. С точки зрения древнего бенедиктинского устава эта система была необычной, однако она оказалась очень действенным инструментом, позволившим обеспечить порядок и стабильность в Католической церкви в тот бурный для истории европейских государств и Папства период.

Влияние аббатства было настолько сильным, что Клюни получило право чеканить свою монету, открывать школы и собирать библиотеки – одним словом аббатство Клюни было не только большим духовным, но и культурным центром. Вершины своего могущества Клюни достигло при шестом настоятеле Гуго Семурском, который управлял уже не одним монастырем, а целой широко разветвленной конгрегацией и клюнийским орденом в 1049-1109 годах. В этот период клюнийские монастыри во множестве возникли по всей Франции, в Англии, Италии, Германии и Испании. При святом Петре Досточтимом, настоятеле Клюни в 1122-1156 годах, аббатство стало вторым по значению после Рима центром христианской культуры. Из стен клюнийских монастырей вышли четыре Понтифика, в их числе Папа Григорий 7. Так что проведенная им церковная реформа была клюнийской. Своего могущества Клюнийское аббатство достигло в первой половине 12 века. До учреждения аббатства все бенедиктинские монастыри были независимыми, однако в эпоху Клюни все новые обители подчинялись главному аббатству. Кроме того, каждый новый монах бенедиктинского ордена обязан был провести несколько лет в самом Клюни.

Главная церковь в Клюни, строительство которой началось в 11, и завершилось в 15 веке, была одной из самых больших в христианском мире. Она была украшена великолепной резьбой по камню и замечательными росписями. По величине и великолепию она уступала лишь Собору Святого Петра в Риме. В Клюни и во всем ордене процветали разные виды искусства, включая музыку. Библиотека аббатства, в которой хранилось множество бесценных сокровищ, была частично разорена гугенотами в 1562 году. Окончательно ее разграбили революционные толпы через 200 лет – в 1790 году. Рукописи, которые монахам удалось спасти, теперь хранятся в Национальной библиотеке в Париже.

После революции от аббатства не осталось ничего, кроме колокольни и капеллы. Во второй половине минувшего века часть аббатства была реконструирована по найденным чертежам. Неподалеку от средневекового центра западного монашества находится всемирно известная экуменическая община Тэзе. Туда, кстати, часто приезжают православные из России. И уже стало традицией, по дороге в Тэзе посещать в Клюни. Да и самом бывшем аббатстве появились насельники – молодые французские католики. Так что духовная жизнь в Клюни продолжается.

Аббатство Клюни (Abbaye de Cluny), расположено в департаменте Сона и Луара, в 17 километрах на северо-запад от Макона и представляет собой уникальный по своему историческому значению монастырский комплекс, игравший значительную роль в религиозных, политических и общекультурных преобразованиях средневекового общества.

К 10 веку Францией правила каролингская династия, но под нарастающим давлением викингов и сарацин авторитет королевской власти сильно ослаб, в результате чего местные власти получили большую независимость. Это явление было особенно выражено на юге и в регионе Макона, где было основано аббатство Клюни. Церковь в то время погрязла в феодальных распрях и в спорах между белым и черным духовенством в отношении десятины. Религиозный кризис затронул в особенности монашествующий клир. Многие монастыри стали жертвами скандинавских набегов или были захвачены знатью. Кризис был усугублен тем, что бенедиктинский устав, регулировавший жизнь в монастырях, соблюдался не везде.

В этой ситуации в 909 или в 910 году герцогом Аквитании и графом Оверни Гийомом I было основано аббатство Клюни, которое подчинялось непосредственно Папе Римскому и обладало политической независимостью. Совсем скоро Клюни сделалось символом религиозного обновления, став очагом преобразований бенедиктинского устава и интеллектуальным центром начала периода зрелого Средневековья.

Строительство монастырского комплекса разделяют на три этапа:

1. Аббат Бернон – первый аббат Клюни – инициировал строительство церкви в 910 году, которое завершилось уже после его смерти в 927 году.

2. К 981 году было построено новое здание, заменившее предыдущее по причине его малых размеров. Это здание имело сложную апсидную часть с несколькими малыми апсидами и притвор в западной части. Его архитектура отразила развитие паломничества и усложнение литургических практик. В трансепте была возведена высокая колокольня. Такое расположение колокольни стало правилом почти для всех романских построек в этом регионе.

3. Развитие ордена и увеличение численности монахов требовали дальнейшего расширения аббатства. Третий этап строительства, начавшийся к концу 11 века при аббате Гуго (впоследствии канонизированного), продолжался больше века. В 1130 году был построен неф, и примерно в это же время началось строительство северного рукава трансепта и башен притвора. Во второй половине 12 века строительство было приостановлено и возобновлено только в начале 13 века. В 1220 году был завершен притвор, построенный уже в готическом стиле. С этого момента и на протяжении почти трех веков церковь аббатства считалась самым крупным храмом на Западе (187 метров в длину и 30 метров в высоту) до возведения базилики святого Петра в Риме в 1506 году.

К концу Средних Веков и с началом Возрождения с его религиозными войнами политическое и экономическое положение аббатства ослабло. А в период Французской Революции монастырский комплекс сделался источником строительных материалов для близлежащих домов буржуа. Знаменитая на весь мир библиотека была сожжена, а внутреннее убранство помещений разорено.

Сейчас на территории аббатства сохранились лишь постройки 17 и 18 веков и ничтожная часть здания третьего этапа строительства (сохранность менее 10 процентов), детали которого известны нам по средневековым схемам.

В плане здание имеет форму архиепископского креста: у него два трансепта. Большой трансепт, от которого сохранилось только три четверти крыла, был настолько велик, что его помещение можно было сравнить с небольшим собором. Этот трансепт венчали три колокольни. Колокольня Святой воды все еще высится на южном крыле (восьмиугольная в плане романская башня высотой 31 метр), в то время как две другие разрушены. Восточнее, между хоров находится так называемый «утренний трансепт», от которого тоже сохранилась только часть. Область перекрестия венчала башня (назначение которой не ясно), включавшая в себя глухой восьмигранный барабан со шпилем. Основной неф был окружен четырьмя боковыми, а высота свода достигала 33 метров.

Еще можно увидеть останки барабанных башен, которые окружали портал и нижние части притвора.

Помимо остатков церкви на территории аббатства расположены следующие здания:

Дворец Жана Бурбонского (15 век), в котором содержатся некоторые элементы внутреннего убранства старой церкви (11-12 века) и скульптуры из близлежащих средневековых домов. Здесь же представлен макет монастырской церкви времен его расцвета.

Монастырские здания 18 века, отличающиеся строгостью и величием и свидетельствующие о реформе Мавристов, повлиявших на эстетические предпочтения монахов.

Сарай 13 века, под дубовым покрытием которого выставлены восемь капителей – шедевры романской скульптуры.