Симон кананит келья. Гроты нового афона

Новый Афон — очень интересное место для туристов. Одним днем экскурсию здесь провести сложно. Очень много достопримечательностей. Это и Новоафонский монастырь, и пещеры, и древняя столица абхазов Анакопия. Одним из непременных объектов для посещения туристами Нового Афона является скит великого абхазского святого Симона Канонита. День святого апостола Симона Кананита - один из главных весенних праздников абхазской православной церкви после Пасхи. Как раз 23 мая он и отмечается. Новый Афон реально очень интересное место . Симон Кананит, один из первых апостолов, который посетил Абхазию. Он вместе с Андреем Первозванным прибыл в эти края распространять слово Божье. Святой апостол Симон – один из Двенадцати учеников Иисуса Христа. Сведения в Евангелиях о Симоне Кананите крайне скудны. Он упомянут в списках апостолов в Евангелии от Матфея (Мф. 10:4), от Марка (Мк. 3:18), от Луки (Лк. 6:15), а также в Деяниях Апостолов (Деян. 1:13). Он называется Симоном Зилотом или Симоном Кананитом, чтобы отличить его от Симона Петра. Никаких других сведений об апостоле Новый Завет не приводит.

Здесь жил Симон Кананит

В этом склепе жил Симон Кананит

Как раз в новом Афоне, в ущелье Псырцхи расположено популярное у паломников и туристов, место – грот-келья апостола.По прибытию в Абхазию, пути двух апостолов разошлись. Андрей Первозванный продолжил путь на север, а Симон Кананит нашел приют в каменной пещере рядом с рекой Псырцхой. Многие годы он провел там в отшельнишестве своем и был убит язычниками.

Это место по своему уникально. Вроде бы, рядом жаркие пляжи и всего в каких-то сотнях метрах прохладное ущелье. Ступени в келью были выложены уже позже после гибели святого. Но каждый православный имеет возможность подняться наверх и осмотреть место жития великого святого. Грот-келья расположен в отвесной скале и оборудован наподобие церкви. Вид, который он сегодня имеет, появился в позапрошлом веке: монахи из соседнего монастыря прорубили удобный вход, построили лестницу, выложили из мозаики лики Богоматери, Иисуса Христа и самого апостола на стенах пещеры, высекли четырехконечный крест. Пещера освящена во имя апостолов Симона Кананита и Андрея Первозванного.

В этом месте комфортно, здесь всегда прохлада и есть возможность спокойно поразмышлять о делах духовных и делах человеческих.

Очередное путешествие мы решили провести в Новый Афон, что в республике Абхазия. Я там уже несколько раз бывал, но приехал Арбидэс из Краснодара и попросил прогуляться с ним за компанию. Шел дождь, но деваться было некуда, не возвращаться же ему назад, поэтому решили ехать при любой погоде.
Добрались довольно быстро, через полтора часа от Псоу мы оказались в Новом Афоне, доехали на маршрутке за 150р., если ехать на такси, то к сумме можно прибавить еще один нолик.

Вот такое транспортное средство перевозит туристов по городу

Новый Афон удивительный город, такое райское местечко в Абхазии, которое наполнено различными достопримечательностями, поэтому что бы не нагружать вас разобью свой рассказ на несколько частей. Сегодня мы побываем на Псырцхе и в гроте Симона Кананита, который находиться в одноименном ущелье.
На реке Псырцха находиться плотина и очень красивый рукотворный водопад. Водопад создан в 1882 году,при строительстве плотины местными монахами,плотина использовалась как одна из первых ГЭС в царской России.Так же вся эта конструкция образовала красивейщее озеро. В 2012 году гидроэлектростанцию восстановили и она работает на нужды Ново-Афонского монастыря. Рядом с водопадом также есть храм Симона Кананита.

Поднявшись по каменной лестнице вдоль водопада и озера мы попадаем на платформу Псырцха. Это место просто удивительное, особенно после дождя, когда все в тумане и создает таинственно-мистическую атмосферу. Псырцха переводиться с Абхазского как "пихтовый родник" , тут же расположен вокзальный павильон, где в советское время находились билетные кассы, сейчас же павильон к сожалению заброшен, как и все в Абхазии.

Как вы можете заметить на павильоне сохранились дырки от пуль, так же нам посчастливилось застать поезд Москва-Сухум с очень дружелюбной бригадой на борту.

От платформы вверх ведет тропинка к Гроту Симона Кананита, которая проходит вдоль живописнейшей реки Псырцха. По преданию святой Симон Кананит проповедовал учение Христово в Абхазии и принял мученическую смерть - был распилен пилой. Историческая тропа вымощенная диким камнем ведет к гроту где жил святой, на пути нам встречается наскальный след Симона Кананита, где по преданию он был умерщвлен.

По тропинке нам также попадается святой источник, умовение в котором по преданию исцеляет от всех болезней и недугов, а также любимое место Симона Кананита. Местность тут и правда удивительно красивая и волшебная.

Поднявшись еще выше попадаем в грот-келью где жил святой. Современный вид грот приобрел в начале века, когда монахи Новоафонского монастыря прорубили в нем удобный для посещений вход и построили каменную лестницу.

На мой взгляд Псырцхий заповедник наряду с Анакопийской крепостью являются самыми наикрасивейшими местами Нового Афона. Этот город выделяется среди других Абхазских городов своим ухоженным и гостеприимным видом, а наличие разнообразных достопримечательностей это настоящий рай для туристов.
На этом пока все, в продолжении я вам обязательно расскажу о Анакопийской крепости, НовоАфонском мужском монастыре, городском парке, ну и конечно не обойдем вниманием и всем известные пещеры.

В одном из потаённых уголков Абхазии, между двух горных туннелей, находится железнодорожная станция Псцырха, названная так по имени протекающей рядом реки. Прямо от неё, вверх по течению, отходит тенистое ущелье. Длина его не более километра, а история, связанная с деятельностью человека, насчитывает около 15 веков.

Вконтакте

Одноклассники

Главным историческим объектом, ради которого сюда стремятся туристы и паломники, является грот святого апостола Симона Кананита. Тесная и глубокая ниша в скале стала отправной точкой, откуда учение Христа распространилось по всей Абхазии. Народные легенды, связанные с житием Св. Симона, старые абхазы пересказывали ещё первым европейцам, поселившимся здесь в XIX веке. Многое не было похоже на правду, но несомненным оставалось одно: таинственное ущелье Псцырхи хранит великую христианскую святыню.

Симон Зелот - один из 12 Апостолов

Божий промысел скрыл подробности жизни святого апостола Симона Кананита: в Евангелиях его имя лишь упоминается в перечислении двенадцати учеников Христа. Прозвище «Кананит» может означать, что он происходил из города Каны (Израиль, недалеко от г. Назарет), где Христос совершил два чуда - превращение воды в вино на браке и исцеление сына царедворца.

В Св. Писании упоминается и другое прозвище апостола - Зелот. Зелотами называли иудеев , посвятивших себя борьбе с римским владычеством . Эти люди дерзали публично выступать против властей, устраивали восстания и сбивали с городских зданий и стен Храма римских «орлов». Желая направить ревность Симона на путь христианской проповеди, Господь призвал его в число ближайших учеников.

Скудость евангельских сведений об апостолах дополняет церковное Предание - собрание древних устных и письменных источников, признанных Церковью истинными. Предание сообщает, что Кананит был одним из сыновей Иосифа, «названного» отца Иисуса Христа. Поначалу Симон противился сводному брату, огорчившись решением Иосифа поровну разделить между ними наследство. Прошло много лет прежде, чем в его настроении произошла перемена.

Именно на свадьбе Своего сводного брата в Кане Галилейской Христос превратил воду в недостающее вино, что окончательно утвердило будущего апостола в вере.

После смерти и Воскресения Христа Его ученики собрались, чтобы бросить жребий, кому в какие края отправляться на проповедь. Симону и Андрею выпала Иверия и Скифия - земля Кавказа.

Проповедь Симона Кананита в Абхазии

Короткая речка Псцырха выходит на поверхность земли из глубокой пещеры, находящейся под гротом - жилищем Святого апостола. Питаясь из подземных озёр, она никогда не пересыхает и несёт чистую питьевую воду. Справа от истока возвышается символ Абхазии - Иверская гора, на вершине которой расположены руины большого по античным меркам города и крепости. Сейчас его называют Анакопией, а в древности он носил имя Трахеи (по-гречески «сурово-каменистая»).

В первые века н. э. здесь поселились греки, решившие обжить новые просторы на берегах Понта Эвксинского (Чёрного моря). Возможно, именно с ними прибыли на землю язычников-абазгов два ближайших апостола Христа - Андрей и Симон.

Сначала они остановились в г. Севасте (Сухум), где их проповедь была принята с благодарностью, так как жители портового города находились под культурным влиянием греков и римлян.

Андрей вскоре отправился далее на север, путешествуя с проповедью в скифских степях до Крыма, Симон же остался в уютной долине близ города Трахеи, поселившись в уединённом гроте, чтобы иметь возможность молиться перед каждым путешествием.

Проповедь Христа среди язычников в те времена была опасным предприятием, тем более что некоторые племена сохраняли обычаи человеческих жертвоприношений, были крайне воинственны и отказывались слушать другие учения. Предполагается, что одно из «людоедских» племён обитало в окрестностях нынешнего Нового Афона. Согласно местному преданию, апостол Симон Кананит был убит по настоянию языческих вождей там, где и жил - на берегу Псцырхи.

И сегодня местные жители указывают на камни с красными пятнами в русле реки. Это запечатлелась кровь Святого, напоминая о жестоких временах безверия.

Храм Симона Кананита в Новом Афоне

Предание о том, что останки Св. Симона находятся под зданием храма, возвышающегося на правом берегу Псцырхи , насчитывает несколько столетий. До конца XVIII века, несмотря на упадок христианства, у абхазов и грузин сохранялся обычай совершать паломничества к древним руинам, связанным с именем апостола. Затем почти на столетие эта традиция была забыта и появилась только после начала строительства Новоафонского монастыря, взявшего почти уже разрушенный временем храм под опеку.

К тому времени здание храма заросло деревьями, но ещё внушало трепет местным жителям. Прибывшим на место будущей обители монахам они рассказывали, что не могли пасти скот на лужайке перед руинами, так как неведомая сила заставляла овец бежать оттуда. Одного мусульманина, решившего брать камни от храма для постройки дома, постигла печальная участь: внезапно умер перевозчик камней, а после, так и не успев пожить в новом доме, сам хозяин с семьёй был вынужден бежать в Турцию, где также погиб. Другому рассказчику во сне явился «старец с посохом», повелевший освободить земельный участок близ храма для будущей монастырской стройки.

Вместе с реставрацией и освящением церкви была освящена и пещера Симона Кананита, где установили иконы обоих просветителей Кавказа. После революции отстроенный храм был закрыт. В 2011 году в результате церковного раскола, вновь переданный Абхазской Православной церкви храм оказался во власти раскольников. В настоящее время в нём проводятся богослужения, но русским паломникам их посещение не рекомендовано .

Помолиться Святому просветителю Кавказа можно в других храмах, посвящённых его имени:

  • Храм в пос. Лоо (Сочи, Краснодарский край).
  • г. Кана (Израиль), церковь «Венчания» на месте, где стоял дом Симона Кананита.
  • церковь Св. Симона Кананита в память о погибших в грузино-абхазском конфликте (Тбилиси, лавра Самеба).
  • римско-католическая церковь Св. Симона Зелота в Сухуме.

Желая приобщиться к славе святого Симона Кананита, Западная Церковь излагает другие версии жизни и подвигов апостола.

Существует предание, что Св. Апостол Симон проповедовал в Бретани. Англоязычная Википедия упоминает древний город Гластонбери как место его подвигов и современный Линкольншир как место казни через распятие, осуществлённой местными язычниками. Несмотря на сомнительное происхождение этой легенды, в Англии почитают Апостола, одна из англиканских церквей Лондона посвящена его имени.

Областью проповеди Симона Кананита википедия Германии называет Эдессу и Вавилон (Ирак). В последнем он был казнён вместе с апостолом Иудой Фаддеем. На католических иконах святой изображается с пилой, изображающей орудие его казни. Это обстоятельство породило традицию на Западе почитать Симона как покровителя пильщиков.

Немецкая Википедия упоминает базилику Св. Андрея Первозванного в Кёльне, где паломники могут видеть частицу Св. Апостола Симона. Русская Православная Церковь придерживается мнения, что мощи апостола покоятся под спудом храма в Абхазии и никогда не были обретены.

Служба и молитвы апостолу Симону

Для домашней молитвы Св. Апостолу можно использовать следующие песнопения:

В канун Рождества хотелось бы написать про местечко которое наиболее точно подходит к этой дате, из всего что я успел увидеть в своей жизни… Это Грот апостола Симона Кананита.

Что нам известно о Симоне Кананите? На его свадьбе Иисус Христос сотворил свое первое чудо! Симеон был настолько беден, что к середине праздника вино закончилось. Распорядитель стал спрашивать у жениха, как ему поступить. Иисус, услышав это, сказал: «Наливайте в кувшины простую воду и начинайте раздавать гостям». Каково же было удивление виночерпиев, когда в чаши гостей полилось вино! Не знаю, насколько это чудо можно считать “положительным”, как говориться, не мне судить, но после этого Симеон так уверовал в христианские ценности, что оставил свою невесту за свадебным столом, и стал повсюду следовать за Иисусом и проповедовать веру Христову.

В древних абхазских притчах часто встречаются упоминания о святом Симоне, который лечил прикосновением руки различные недуги, брызгал водой на больное место, читал молитву на незнакомом языке, и все проходило. В пятидесятых годах нашей эры Симон Кананит поселился в уединенном местечке Псырцха, в пещере на берегу одноименной реки.

Жил он в посте и молитвах, оберегал семьи, прославлял Иисуса Христа многими чудесными знамениями. Симон Кананит первым начал крещение местных жителей – предков современных абхазов.

Но христианство только устанавливалось в этой части Понта Эвксинского, и в годы правления грузинского царя Адеркия на берегу реки римские язычники схватили Симона Кананита и отрубили апостолу голову.

В некоторых изданиях сказано, что Симон был распят на кресте в Британии, где как будто бы и был погребен, но Русская Православная церковь считает это мнение ложным.

Предание говорит, что Симон Кананит попадал в свой грот-келью через узкое отверстие в своде.

Монахи-отшельники снизу прорубили второй вход в грот Симона Кананита, выложили каменную лестницу из известковых плит. Они же на стенах пещеры выложили мозаикой лики Иисуса Христа, Богоматери и самого Симона Кананита.

В IX веке, в период расцвета Анакопии, на мощах Симона Кананита был выстроен храм, разрушенный потом мусульманами-завоевателями. Позже, в X веке, храм был восстановлен на старом фундаменте, украшен внутри уникальной фресковой росписью. В дни гонений на христиан и установления Советской власти в Абхазии стены были забелены. На сегодняшний день удалось очистить лишь малую часть фресок.

Храм Святого великомученика Симона Кананита является действующим, стоит на территории современного Нового Афона. Симону идут поклониться и испросить счастья в супружестве, любви и благополучия. По старой христианской традиции, которую свято чтят в этих местах, двери Симоно-Кананитского храма закрывают для посторонних во время свершения церковных таинств – венчания, крещения, исповеди…

На территории Национального Новоафонского историко-культурного заповедника «Анакопия» находится одна из святынь православного мира - келья-грот святого апостола Симона Кананита. Благодаря реконструкции, проведенной заповедником в период с 2002 -2004 г.г. в ущелье реки Псырдзха, можно беспрепятственно посетить грот святого апостола.

Историческая тропа, вымощенная диким камнем, идет вдоль берега реки мимо наскального следа святого, лобного места, где по преданию он был умерщвлен, далее змейкой тянется под гору. Преодолев десятки каменных ступеней, вы попадаете в келью апостола.

По свидетельству греческих писателей и исследователей, история возникновения христианства в Абхазии восходит к апостольским временам. Достоверно известно, что спустя 20 лет по Вознесении Спасителя, пройдя вместе с сопровождавшими их учениками малоазийские города, Трапезунд и Неокесарию, страну лазов и Апсилию, достигли Севастополиса апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананит. Апостол Матфий (ученик из семидесяти) прибывший вместе с ними также вел свою проповедь и был погребен в городе Севастополисе (современный Сухум). Андрей Первозванный через некоторое время ушел далее в землю джигетов, родственных абхазам горцев (к нынешнему Новороссийску). Апостол Симон Кананит обосновался в природной пещере недалеко от р. Псырдзха. В течение двух лет апостол жил в небольшом, труднодоступном гроте, куда он спускался по веревке через небольшой естественный вход. Слухи о проповеднической деятельности апостола Симона Кананита, дошедшие до Севастополиса, заставили римских легионеров предпринять решительные меры, следствием чего и стала мученическая кончина святого. Он был обезглавлен на берегу маленькой горной реки недалеко от грота. Немногочисленные последователи апостола предали его тело земле и передали своим потомкам память о месте погребения. Позднее в X в., в эпоху расцвета христианства в Абазгии на месте погребения апостола был выстроен храм.

В конце XIX века к пещере Симона Кананита монахи Новоафонского монастыря прорубили удобный для посещения вход, пристроили каменную лестницу. По словам паломника Муравьева А.Н (изд. 1848) «Невдалеке от храма св. Симона Кананита открыта «богозданная» (самородная) пещера, которая, по древнему преданию абхазцев, именуется пещерою Симона Кананита. Пещера эта находится в отвесной каменной скале и имеет форму подобную церкви; она внутри гладкая, будто бы вся выкладена из больших каменных раковин. На стене высечен четырехконечный крест, что свидетельствует о глубокой ее древности. Пещера эта в октябре месяце 1884 года освящена водосвятием и в ней поставлена икона св. Апостолов Андрея и Симона Кананита, именем которого она называется с незапамятных времен».

По сей день, это место почитаемо среди верующих, тысячи паломников ежегодно приезжают поклониться святому апостолу Симону Кананиту, испросить счастья в супружестве, любви и благополучия. Православная церковь празднует день памяти Святого апостола Симона Кананита 23 мая. В этот день в храме проводится Божественная литургия с крестным ходом.

На дне реки, у лобного места, можно увидеть камни с красноватым оттенком. По преданию это несмываемая кровь святого апостола. Паломники до сих пор считают эти камни священными. Предание также гласит, что наскальный след был оставлен апостолом в подтверждение тому, что он один из учеников Спасителя. Мощи же святого апостола покоятся под спудом Симона Кананитского храма.

В народе существует легенда, согласно которой святой апостол окончил свою земную жизнь так: «Святой апостол Симон Кананит обошел много земель от северных пределов Египта до самых Кавказских гор. Неся благую весть, он вступил на землю колхов и, пренебрегая крайней усталостью, двинулся дальше.

Он шел, как простой странник, питаясь кореньями диких кустарников, утоляя жажду у лесных родников. Борода его спуталась, пожелтела от пыли, ноги покрылись язвами, грубая власяница сопрела от пота. Влекомый несокрушимой верой в ученье Христово, апостол достиг Абасгии. Абасги приветливо встречали старца, кормили диким медом и кислым молоком. Апостол подолгу разговаривал с ними, пытаясь обратить их к великой вере Христовой. Он терпеливо благодетельствовал, и слово богово, казалось, с трудом проникало в их грубые души, ибо абасги отвечали так:

Добрый странник, ты гость наш, и двери наших хижин открыты для тебя. Что же до твоих слов, смысл которых едва постигается нами, мы подумаем о них после. После того как ты побываешь в Псырдзхе и наши вожди убедятся в истинности твоих речей.

И вот, апостол Симон появляется у крепостных ворот местечка Псырдзха. Стража препроводила его к вождям, где он с большим воодушевлением принялся рассказывать о господине своем Иисусе Христе - сыне человеческом, о двенадцати апостолах его, среди коих оказался и предатель по имени Иуда. Два дня говорил старец, а на третий вожди предложили ему три вопроса.

Вот первый.

Верно ли, что твой господин, по имени Иисус Христос, - сын человеческий, и верно ли, что он властвует над человеком в этом мире и в мире потустороннем? спросили вожди.

Истинно! Мы рабы его здесь, и рабы его там, в царстве мертвых, ибо он господин всему живому и мертвому!

Абасги поняли старца.

Ответствуй, - продолжал вождь, - верно ли, что твой господин рожден от женщины.

Истинно так! - ликуя близкую победу, сказал святой апостол.

Абасги переглянулись и объявили, что только наутро почтенный старец услышит их решение.

Ты говоришь: вот господин вам от колыбели и до смертного дыхания! Ты говоришь: вот господин вам и за гробом… А разве смеет человек, рожденный женщиной, властвовать всю жизнь над человеком от колыбели его до могилы и даже за могилой? Разве это не есть вечное рабство, рабство неотвратимое для тех, кто признал твоего господина своим, а признав его, назвался его рабом. Мы долго обдумывали твои слова и пришли к единому мнению: чтобы семя твоих слов не дало ростков на земле нашей, предать тебя смерти. И так как твоя вера сильна, ты с легкостью примешь смерть и еще до заката солнца встретишься со своим господином, - ответили ему вожди абасгов.

Однако это всего лишь легенда, которую народ бережно пронес сквозь века, передавая ее из уст в уста.