Да так велит вдохновенье блок.  Блок А.А

* "Заклятие огнем и мраком" – заглавия одиннадцати стихотворений, образующих цикл «Заклятие огнем и мраком и пляской метелей», предполагали в первых публикациях сквозное прочтение: «(1) Принимаю – (2) В огне – (3) И во мраке – (4) Под пыткой – (5) В снегах – (6) И в дальних далях – (7) И у края бездны – (8) Безумием заклинаю – (9) В дикой пляске – (10) И вновь покорный – (11) Тебе предаюсь».
Цикл возник как последний взлет увлечения Блоком Н. Н. Волоховой (Наталья Николаевна Волохова (1878–1966) – русская, советская драматическая актриса). ()

11. "Ямбы" – раздел возник в связи с работой Блока над поэмой «Возмездие», от которой «отпочковались» самостоятельные стихотворения. По мнению поэта, «бичи ямба» наиболее соответствуют ритмам того времени, когда мир готовится к «неслыханным событиям».
«Ямбы» продолжают традицию русской гражданской лирики (Тютчев, Батюшков, Пушкин, Лермонтов, Некрасов). В то же время заглавие «Ямбы» напоминает о политической поэзии А. Шенье и О. Барбье. Обличительный пафос «Ямбов» акцентирован эпиграфом из первой сатиры римского сатирика Ювенала: «Негодование рождает стих».
Ювенал Децим Юний (ок. 60–ок. 127) язвительно критиковал римское общество времен упадка. «Ямбы» посвящены сводной сестре Блока Ангелине Александровне Блок (1892–1918), с которой он сблизился после смерти отца (1909). (

Сочинение

Свободная тема "Анализ стихотворения" - сочинение "Стихотворение А.Блока "О, я хочу безумно жить...""

Это стихотворение открывает цикл «Ямбы» (1907 – 1914), который автор причислил к «лучшим» своим стихам (письмо В.С. Миролюбову, 1918). Особенностью его проблематики стала открытая гражданская направленность:

Да. Так диктует вдохновенье:
Моя любовная мечта
Все льнет туда, где униженье,
Где грязь, и мрак, и нищета.
Туда, туда, смиренней, ниже, -
Оттуда зримей мир иной…

(«Да. Так диктует вдохновенье…», 1911 – 1914)

Эпиграфом к циклу стала цитата из «Сатир» Ювенала (96 ок. 127): «Негодование рождает стих» (пер. В.Н. Орлова). «Негодование» Блока обращено на «непроглядный ужас жизни», редставляющий в стихотворениях цикла «Ямбы» «ночной», «черной», «траурной», «лживой», полной «безличного» и «несбывшегося». Реминисцентный ряд цикла чрезвычайно богат – в нем
слышны отголоски произведений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А, Некрасова, Ф.И. Тютчева. Лирический герой А. блока, наследник и продолжатель русской поэтической традиции, обращается к читателям от имени ее носителей:
Но мы – все те же. Мы, поэты,
За вас, о вас тоскуем вновь,
Храня священную любовь,
Твердя старинные обеты…
(«О, как смеялись вы над нами…», 1911)
В стихотворении «О, я хочу безумно жить…» лирический герой провозглашает как цель своего творчества:
Все сущее – увековечить,
Безличное – вочеловечить,
Несбывшееся – воплотить!
В отличие от скептицизма «Художника», данное стихотворение проникнуто пушкинским доверием к жизни («хочу безумно
жить»), стремлением в ее оценке подняться над временным и личным:
Пусть душит жизни сон тяжелый,
Пусть задыхаюсь в этом сне…
Понятие «жизнь» двойственно – это реальность, в которой «задыхается» лирический герой, и высший смысл бытия, становящийся доступным ему благодаря творческому дару, способности «воплотить» лишенное плоти, «увековечить» мгновенное, вдохнуть душу в «безличное». Лирический герой стихотворения предстает новым «пророком», продолжающим пушкинскую и лермонтовскую традицию. «Пророк» Пушкина (1826), исполненный божественной «волей», у Лермонтова превращается в «угрюмого» отшельника, о котором «старцы детям говорят»:
Смотрите ж, дети, на него:
Как он угрюм, и худ, и бледен!
Смотрите, как он наг и беден,
Как презирают все его!
(«Пророк», 1841)
О блоковском пророке «в грядущем скажет» «юноша веселый», напоминающий «племя//Младое, незнакомое» пушкинского отрывка «Вновь я посетил…» (1835), «внука»
…когда,
С приятельской беседы возвращаясь,
Веселых и приятных мыслей полон,
Пройдет он мимо вас во мраке ночи
И обо мне вспомянет.
Потомок блоковсокго пророка прежде всего просит его «угрюмство», сосредоточенность на темной стороне действительности:
Простим угрюмство – разве это
Сокрытый двигатель его?
На новом этапе преодолевается лермонтовский пессимизм, в основе «всеведенья» пророка снова, как у Пушкина, оказываются «добро и свет» («Он весь – дитя добра и света…»). Заключительная строчка – реминисценция из другого пушкинского стихотворения, хотя можно сказать, что в ней развивается мотив, характерный для всего творчества великого поэта, восславившего в «жестокий век… свободу» («Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», 1836). Свобода – «сокрытый двигатель» творчества, позволяющий поэту продолжать свой путь, «обходя моря и земли», как пушкинский пророк, преодолевая время и судьбу.

«Да. Так диктует вдохновенье…» Александр Блок

Да. Так диктует вдохновенье:
Моя свободная мечта
Всё льнет туда, где униженье,
Где грязь, и мрак, и нищета.
Туда, туда, смиренней, ниже, —
Оттуда зримей мир иной…
Ты видел ли детей в Париже,
Иль нищих на мосту зимой?
На непроглядный ужас жизни
Открой скорей, открой глаза,
Пока великая гроза
Всё не смела в твоей отчизне, —
Дай гневу правому созреть,
Приготовляй к работе руки…
Не можешь — дай тоске и скуке
В тебе копиться и гореть…
Но только — лживой жизни этой
Румяна жирные сотри,
Как боязливый крот, от света
Заройся в землю — там замри,
Всю жизнь жестоко ненавидя
И презирая этот свет,
Пускай грядущего не видя, —
Дням настоящим молвив: Нет!

Анализ стихотворения Блока «Да. Так диктует вдохновенье…»

Суровые обличительные интонации «Ямбов» вызваны диссонансами и лицемерием окружающей жизни, однако в основе авторских эмоций лежит не мизантропия, а горькая «неразделенная любовь» к человечеству. Отважный и благородный лирический герой цикла не чувствует себя одиноким: его «тихие стихи», обладающие мощным звучанием, являются выражением высоких гуманистических традиций русской лирики. Поэт жаждет ответной реакции от общества. Он готов и к осмеянию, и к восторженному признанию пророческого дара. Беспощадно честный к себе, автор определяет творческое кредо, которое предписывает отказ от спокойствия «красивых уютов» в пользу гражданской борьбы.

Поэтическая доктрина сформулирована в стихотворении, датируемом 1911-1914 гг. Произведение начинается с утвердительной частицы, призванной придать убедительность, усилить точку зрения лирического «я».

Что повелевает вдохновение герою-поэту? Эмоциональные размышления касаются предмета искусства, которым становится изображение жалкого существования униженных, прозябающих в безденежье и мраке. Вопиющие примеры несправедливости - оборванные дети и нищие, мерзнущие на зимнем ветру. Эпизод, иллюстрирующий наиболее возмутительные моменты мироустройства, автор выделяет при помощи курсива и особого ритмического рисунка, отличающегося от остального текста.

Показательно направление вектора, заданное лирическим повествованием. Оно призывает поэта-небожителя преодолеть высокомерную камерность тематики, спустившись вниз, на социальное дно. Последнее получает обобщающее метафорическое наименование «ужаса жизни». Именно его следует изображать истинному творцу, и в этом императиве Блока слышатся ноты бескомпромиссной некрасовской гражданственности.

За пророческим упоминанием о грядущей «великой грозе» следуют рекомендации собратьям по цеху. Указания разделены в зависимости от мировоззренческих убеждений коллег. Сторонникам лирического «я» предстоит честная работа, противникам - томительное, уничтожающее душу бездействие.

Субъект речи не скрывает презрения к оппонентам, стремящимся уйти от описания социальных диссонансов. Уничижительное отношение иллюстрируется сравнением с «боязливым кротом», трепещущим от страха под землей. Однако и в этом случае есть место честности: отказавшимся от гражданской темы следует полностью сосредоточиться на изображении интимных переживаний, избегая приукрашивания действительности.

Александр Александрович Блок

Да. Так диктует вдохновенье:
Моя свободная мечта
Всё льнет туда, где униженье,
Где грязь, и мрак, и нищета.

Туда, туда, смиренней, ниже, —
Оттуда зримей мир иной…
Ты видел ли детей в Париже,
Иль нищих на мосту зимой?
На непроглядный ужас жизни
Открой скорей, открой глаза,
Пока великая гроза
Всё не смела в твоей отчизне, —
Дай гневу правому созреть,
Приготовляй к работе руки…
Не можешь — дай тоске и скуке
В тебе копиться и гореть…
Но только — лживой жизни этой
Румяна жирные сотри,
Как боязливый крот, от света
Заройся в землю — там замри,
Всю жизнь жестоко ненавидя
И презирая этот свет,
Пускай грядущего не видя, —
Дням настоящим молвив: Нет!

Александр Блок

Суровые обличительные интонации «Ямбов» вызваны диссонансами и лицемерием окружающей жизни, однако в основе авторских эмоций лежит не мизантропия, а горькая «неразделенная любовь» к человечеству. Отважный и благородный лирический герой цикла не чувствует себя одиноким: его «тихие стихи», обладающие мощным звучанием, являются выражением высоких гуманистических традиций русской лирики. Поэт жаждет ответной реакции от общества. Он готов и к осмеянию, и к восторженному признанию пророческого дара. Беспощадно честный к себе, автор определяет творческое кредо, которое предписывает отказ от спокойствия «красивых уютов» в пользу гражданской борьбы.

Поэтическая доктрина сформулирована в стихотворении, датируемом 1911—1914 гг. Произведение начинается с утвердительной частицы, призванной придать убедительность, усилить точку зрения лирического «я».

Что повелевает вдохновение герою-поэту? Эмоциональные размышления касаются предмета искусства, которым становится изображение жалкого существования униженных, прозябающих в безденежье и мраке. Вопиющие примеры несправедливости — оборванные дети и нищие, мерзнущие на зимнем ветру. Эпизод, иллюстрирующий наиболее возмутительные моменты мироустройства, автор выделяет при помощи курсива и особого ритмического рисунка, отличающегося от остального текста.

Показательно направление вектора, заданное лирическим повествованием. Оно призывает поэта-небожителя преодолеть высокомерную камерность тематики, спустившись вниз, на социальное дно. Последнее получает обобщающее метафорическое наименование «ужаса жизни». Именно его следует изображать истинному творцу, и в этом императиве Блока слышатся ноты бескомпромиссной некрасовской гражданственности.

За пророческим упоминанием о грядущей «великой грозе» следуют рекомендации собратьям по цеху. Указания разделены в зависимости от мировоззренческих убеждений коллег. Сторонникам лирического «я» предстоит честная работа, противникам — томительное, уничтожающее душу бездействие.

Субъект речи не скрывает презрения к оппонентам, стремящимся уйти от описания социальных диссонансов. Уничижительное отношение иллюстрируется сравнением с «боязливым кротом», трепещущим от страха под землей. Однако и в этом случае есть место честности: отказавшимся от гражданской темы следует полностью сосредоточиться на изображении интимных переживаний, избегая приукрашивания действительности.

«Да. Так диктует вдохновенье» (1911-1914). В стихотворении выражено неприятие Блоком «ужасов жизни», «страшного мира», в котором погрязло настоящее: Всю жизнь жестоко ненавидя И презирая этот свет, Пускай грядущего не видя, Дням настоящим молвив: нет!

По мысли А. Блока, поэт должен выражать открыто свое несогласие существующему миропорядку, стереть «румяна жир­ные» лживой жизни: На непроглядный ужас жизни Открой скорей, открой глаза… Данное стихотворение вошло в сборник А. А. Блока «Ямбы», которому предпослан эпиграф - строка из сатиры древнерим­ского поэта Ювенала «Негодование рождает стих».

(3 оценок, среднее: 2.00 из 5)



Сочинения по темам:

  1. В своем творчестве многие поэты обращались к Ангелам-хранителям, при этом некоторые имели в виду не столько самого ангела, данного при...
  2. Встреча семнадцатилетнего Александра Блока с шестнадцатилетней Любовью Менделеевой, произошедшая в 1898 году, навсегда изменила жизнь обоих. Молодой поэт влюбился практически...
  3. В стихотворении «Осенняя воля» Блок создает подчеркнуто будничную, неприглядную картину русской природы: «Битый камень лег по косогорам, желтой глины скудные...
  4. Стихотворение «На железной дороге» (1910) включено в цикл стихов Блока «Родина». Как и в стихотворении «Россия», судьба родины осмысляется здесь...