Основы сочетания цветов в живописи. Основы цветоведения простыми словами

«, начинающие художники!

Сегодня я хочу немного поговорить об основах теории цвета и о том как смешивать первичные цвета для получения богатой палитры.

Основы теории цвета

Возможно, вы помните из школьной физики, что сначала Исаак Ньютон, а затем Томас Юнг вывели принцип, который и поныне признается всеми художниками неоспоримым фактом: свет есть цвет . Ньютон пришел к такому заключению в закрытой темной комнате, когда он, приоткрыв окно, пустил маленькую полоску света. Затем, поместив треугольную стеклянную призму по ходу лучика света, он увидел, что стекло разбило белую полоску света на шесть цветов спектра, которые становились видимыми, когда падали на прилегающую стену.

Несколько лет спустя Юнг, английский физик, провел от обратного тот же эксперимент. Своими исследованиями он установил, что шесть цветов спектра можно свести к трем основным цветам: зеленому, красному и синему. Затем он взял три лампы и спроецировал лучики света через фильтры этих трех цветов, сфокусировав их на одной точке; зеленый, красный и синий лучи соединились в один белый луч. Другими словами Юнг воссоздал свет.

Таким образом, окружающий нас свет состоит из света шести различных цветов; когда же они попадают на какой-нибудь объект, то этот объект поглощает некоторые из этих цветов и отражает другие.
Давайте выделим этот тезис: все непрозрачные объекты отражают весь или часть света, направленного на них.

Практически, чтобы лучше понять данное явление, давайте представим, что, например, красный помидор поглощает зеленый и голубой цвета и отражает красный; а желтый банан поглощает голубой и отражает красный и зеленый цвета, которые при наложении друг на друга позволяют нам воспринимать цвет желтым.

Мы собираемся посвятить изучению теории цвета немного времени, но мы будем делать это как настоящие художники; то есть мы не будем рисовать с помощью света (световых красок), а будем рисовать свет с помощью цветного вещества, называемого пигментом (красителем). Взяв такой известный материал как цветные карандаши, мы покажем как надо изучать широкий спектр цветов, базируясь на теориях Ньютона и Юнга, но подходя к этим теориям с точки зрения художника.

Синий ряд

Обратите внимание на то, что темно-синий получается смешением фуксина и синего, причем фуксин накладывается первым.

Будьте осторожны с фуксином. Это очень насыщенный цвет и накладывать его надо легким слоем.

Чтобы получить темно-синий, синий накладывается на фуксин. Однако можно экспериментировать, изменяя порядок наложения цветов, и начать с синего, покрывая фуксином. Это может пригодиться в том случае, если нужно углубить синий цвет; обратите внимание на правый нижний квадратик внизу рисунка, на интенсивность цвета.

Оранжево-красный ряд

Если нанести желтый на темный фуксин (верхний образец), то получится темно-красный. Однако если необходимо построить оранжево-красную шкалу, нужно внимательно следить за количеством фуксина и желтого цветов. На этом образце мы закрашивали фуксин желтым с различной степенью интенсивности того или другого. Слева направо, от белизны бумаги доходя до красного самых темных оттенков, минуя оранжево-красные цвета различной степени насыщенности. Ряд охры и землистых тонов

Используя средний тон фиолетового, составленный из фуксина и синего (см. верхнюю полосу), можно создать обширный ряд цветов, начиная от желтой охры, затем сиены (охры) до жженой охры (красновато-коричневой). Чтобы достигнуть этого, необходимо добавить желтый к различным фиолетовым тонам, образованным двумя другими первичными цветами. Как и в предыдущих случаях, нужно строго следить за интенсивностью накладываемых цветов, в зависимости от результата, который необходим. Можно заметить, что в первых трех квадратиках значительно меньше синего, чем в нижнем ряду, в котором над желтым преобладают фуксин и синий. «Нейтральный» зеленый ряд

Это зеленый цвет, нарастающий по интенсивности, в котором присутствует элемент фуксина. Ряд можно описать как нейтральный, потому что он приглушен присутствием третьего цвета, изменяющего чисто зеленый, составленный лишь из синего и желтого цветов. Этот зеленый ряд можно считать составленным из желтого, добавленного к фиолетовой основе, в противовес зеленому с синей основой. Определите для себя количество каждого цвета, необходимое вам для получения оттенков, представленных на шести наших образцах. Сине-серый ряд

На этом практическом примере можно определить, как большее или меньшее количество первичного цвета в смеси влияет на конечный оттенок. Мы будем создавать сине-серый ряд. Как и в предыдущем параграфе, смешение синего с фуксином даст нам приблизительно такие же фиолетовые тона в синей гамме, которые в предыдущем случае привели к созданию нейтральных зеленых тонов. К этому сочетанию добавим некоторое количество желтого цвета, которое, однако, не приведет к сильному изменению цвета. Вся разница тонов в предыдущем и данном случае, то есть различие зеленого и сине-серого рядов, состоит в большем или меньшем объеме добавляемого желтого цвета. (Прошу прощение за качество картинки): А теперь воссоединим всю информацию, собранную при изучении каждого цвета в отдельности, в единый ряд, состоящий из 36 цветов. Примем к сведению следующее:

  • Бумага должна быть акварельной, шероховатой, хорошего качества.
  • Если в вашей коробке карандашей два синих или два красных карандаша, используйте лишь ярко-синий (зеленовато-голубой) и фуксин или пунцовый и, конечно, желтый карандаши.
  • Подложите под рисующую руку защитную бумагу.
  • Карандаш держите обычным путем, чуть выше, чем при письме.
  • Сначала потренируйтесь на черновых листках бумаги того же типа, что будете применять на чистовиках.
  • Техника создания первых цветовых рядов заключается в рисовании слева направо (или справа налево, если вы левша), нажимать на карандаш не надо, грифель лучше держать под острым углом к бумаге. Штрихи должны идти вертикально при передвижении руки вправо, становясь постепенно гуще и интенсивнее, для того, чтобы цветовой ряд изменился постепенно и равномерно.
  • Под конец цветовую шкалу можно будет слегка подчистить; обязательно сделайте это, только постоянно следите за равномерностью перехода тонов в цветовом ряду в целом.

Таким образом у нас появилась палитра из 36 цветов:



Хороший рисунок, который восхищает массы, практически невозможно создать, не зная основ живописи. Конечно, современное искусство доказывает обратное: работы, выполненные слоном, продаются за сотни тысяч долларов, или два мазка кистью, кому-то напоминающие звездное небо. Но вечно ли такое искусство? Скорее всего, нет. А вот «Мона Лиза» или «Мадонна с младенцем» — эти картины были созданы очень давно, но до сих пор восхищают зрителя. Что же необходимо сделать, чтобы познать основы живописи?

С чего начать

Прежде чем садиться за создание шедевра, необходимо изучить некоторую теорию. А также очень важно поймать свою музу или заранее продумать, что будет изображено на холсте. Но в первую очередь каждый художник должен позаботиться о своем рабочем месте.

Конечно, в современно мире есть огромное количество материалов, на которых можно творить - начиная с обычного листа бумаги и заканчивая графическим планшетом. И каждый человек должен выбрать для себя 1-2 способа создания картин, которые ему нравятся больше всего. Если это будет мольберт, то в комнате должно быть достаточно места для самого полотна и его крепления.

Совет: не стоит рисовать на горизонтальной поверхности. Вертикаль будет намного полезнее для здоровья, а также угол хотя бы в 30-40 градусов поможет лучше наложить краски.

Художественная утварь

Помимо достаточного пространства и мольберта человеку понадобятся различные краски, кисти и вода. В общем, все, что может пригодиться для создания картины. Располагаться это все должно под рукой, но не настолько близко, чтобы можно было легко задеть локтем.

На первоначальном этапе создания изображения можно рядом держать только карандаши разной мягкости. Даже если удастся создать наброски за один день, будет полезно немного пройтись за материалами и инструментами для живописи. Это проветрит голову и, возможно, человек взглянет на свое творчество под другим углом, что позволит увидеть некоторые недочеты еще до наложения краски.

Освещение в мастерской

Изучая основы живописи можно понять что иногда цвет всего лишь на пару оттенков может отличаться от идеала и выглядеть совсем нелепо. Именно поэтому работать над картиной необходимо только под естественным освещением. Лучше всего если это будет солнце. Но если нет возможности творить днем, то можно поставить мощные лампы, которые имитируют солнечный свет.

Хотя такие светильники практически совсем не искажают цветопередачу, их обслуживание стоит очень и очень дорого. Поэтому бюджетнее будет работать в дневное время около окна. Это один из первых уроков основ живописи.

Практика и воображение

Помимо получения знаний необходимо в себе развивать и творческие качества. Изучение основ живописи не дает гарантий в будущем создании шедевров. Очень часто в этой творческой профессии возникает кризис у художника из-за того, что он попросту не знает, что рисовать.

Один из способов развития воображения — это посещение уроков, которые ведут известные художники. Например, можно записаться на самый популярный мастер-класс по живописи маслом, который проходит в Москве. А также существуют дистанционные вебинары. Но лучше все же посещать мероприятия вживую, это позволит пообщаться с другими художниками.

И также стоит отметить, что большое количество практики позволяет улучшить воображение. Если человек не знает, что рисовать, можно срисовывать вс что бросается в глаза. Или даже пытаться воспроизвести мировые шедевры. Как во время обеда приходит аппетит, так и муза к художнику является во время творческого процесса.

Совет: не каждому захочется переписывать чужие картины, в этом случае можно попытаться воссоздать тот же самый сюжет, но уже в другом жанре.

Теоретические основы живописи

Несмотря на то что практика очень важна, все же без теории человек может потратить десятки лет, чтобы прийти к совершенству. Но зачем идти на такие жертвы, если в современном мире есть множество бесплатных источников с основами живописи и рисунка. Для начала стоит изучить графические моменты.

Прямые линии, круги, ровные овалы лица — все это художник должен уметь рисовать без подручных средств. Конечно, можно воспользоваться циркулем, чтобы изобразить тарелку, но тогда в ней не будет индивидуальности и реалистичности. Возможно, Малевич не стал бы таким известным, если бы не нарисовал свои знаменитые квадраты от руки.

Чтобы научиться создавать геометрические фигуры, потребуется практика. Лучше всего каждый день брать мольберт и рисовать линии и окружности. Если художник не может заставить себя обучаться, то лучше всего пройти любую школу рисования.

Светотеневой рисунок

После того как ученик освоит геометрические фигуры, можно приступить к более сложным основам. Практически каждый будущий художник планирует создавать свои шедевры не в плоском пространстве. А для этого потребуется научиться видеть свет и тень.

Конечно, даже ребенок знает о том, что любой предмет воспринимается по-разному, в зависимости от того, на каком расстоянии он расположен и сколько света попадает на него. Чтобы передать на холсте объем во время наброска, необходимо использовать такие приемы, как штриховка и затирка. Кстати, этому также учат в любой школе рисования.

Не стоит слишком много времени уделять черновому варианту. Самое главное - схематично изобразить объекты и уловить светотеневой рисунок всей картины.

Что такое композиция в живописи?

Следующей порцией знаний для художника должны стать вопросы о перспективе. В первую очередь необходимо научиться создавать так называемый колодец. С помощью различного нажима карандаша нарисовать переплетающиеся круги произвольных диаметров. Вся конструкция должна напоминать колодец вид сверху. То есть, самые и большие яркие круги располагаются вверху, а чем глубже рисунок, тем слабее нажим и меньше окружности. С помощью такого простого упражнения, художник научится изображать перспективу.

Не менее важной основой в композиции является «Правило третей». Условно изображение делится на три части одного размера по вертикали и по горизонтали. В первые разы создания картины, такую сетку можно нарисовать слабым нажимом. Те точки, что получились благодаря пересечению, и являются идеальными для расположения объекта.

Смысл такого правила заключается в том, что именно в эти места в первую очередь непроизвольно смотрит человек.

Создание картины с натуры

Прежде чем приступить к созданию полноценной работы, стоит определиться с жанром картины. Для первых своих шедевров лучше всего использовать фрукты, овощи, цветы и другие подручные средства.

После того как художник определился с жанром, можно приступать к постановке. Расположить инвентарь сразу же необходимо красиво и аккуратно, так как это значительно упростит работу. Здесь стоит заметить, что размещать объекты желательно учитывая существующее освещение. Хотя можно использовать и дополнительные источники, к примеру, для создания мягких или, наоборот, контрастных теней.

Совет: для лучшего усвоения материала хорошо бы сходить на открытые лекции, где знаменитые художники наглядно показывают как располагать и рисовать с натуры. Отличным вариантом для посещения будет мастер-класс по живописи маслом, который проходит ежегодно в Москве. Его, кстати, можно посетить в режиме онлайн.

Пространственные свойства цвета

После того как был нарисован эскиз, можно приступать непосредственно к созданию самой картины. Прежде чем разукрашивать рисунок, стоит тщательно представить конечный результат и подобрать необходимую гамму. В дальнейшем будет намного легче, если все нужные оттенки будут созданы заранее.

Каждый художник должен уметь сочетать цвета, но такой навык вырабатывается только через несколько лет постоянной работы. Чтобы не допускать самых распространенных ошибок, типа сочетание кислотного зеленого с перламутровым коричневым, можно пользоваться цветовыми кругами. Для создания самых лучших коллабораций берутся два противоположных оттенка. Но если необходимо совместить три или четыре цвета, то тогда выбирается нужное количество оттенков, которые располагаются рядом друг с другом, на одной полосе.

В то время как смешение цветов в живописи - довольно индивидуальная тема, все же к подбору оттенков стоит подойти со всей ответственностью.

Виды перспектив

Несмотря на то что положение предмета влияет на его светотеневой рисунок и размер, оттенок объекта также изменяется. Все выделяют два основных вида перспективы. После создания набросков художнику уже будет понятно, какой именно способ создания картины выбрать.

Прямая линейная. Такой вид перспективы рассчитан на фиксацию зрения в одной точке. Примером может послужить аллея вдоль дороги. Деревья, которые стоят ближе всего к художнику, будут казаться более высокими и мощными, чем те, что оказались расположены где-то вдали. Точно так же работает и перспектива на бумаге. Но помимо этого, необходимо изобразить расплывчатость объектов. То есть чем дальше дерево, тем светлее/темнее оно будет. А также необходимо изменить контрастность, приглушая дальние объекты.

Тональная перспектива. В этом варианте создания картины за основу берется окружность. Изобразив главный объект, около него нужно мысленно представить круг, за которым и будут происходить изменения. Чем дальше расположены детали, тем менее контрастными они будут. Данный вид перспективы напоминает тот самый колодец, которые был описан выше.

Цветоведение в живописи

После того как художник разберется со всеми основами, можно приступать к более углубленному изучению. При этом стоит помнить что каждая теория закрепляется практикой. И чем больше человек будет рисовать, тем быстрее он достигнет совершенства.

Цветоведение в живописи — это в первую очередь круг, о котором шла речь выше. В него включены спектры оттенков, в которых зафиксированы переходы всей радуги. Любой цветовой круг содержит в середине серый цвет. Это происходит потому, что именно такой оттенок считается нейтральным в живописи.

Всего существует три основных цвета — это, конечно же, красный, желтый и синий. Именно они необходимы для того, чтобы создать любой оттенок. Но это только в теории, на практике же довольно сложно подобрать необходимые пропорции каждого для идеального сочетания. Но все же три новых цвета, используя только основу, можно создать легко — это оранжевый, фиолетовый и зеленый. Таким образом, начинающему художнику можно не тратить огромные деньги для покупки всевозможных оттенков.

Холодные и теплые оттенки

Также для удачного комбинирования цветов и использования их в живописи, необходимо отличать их по температуре. Делается это очень легко. Для начала берется уже знакомый круг так, чтобы самый яркий желтый оттенок располагался вверху. Теперь перед художником с правой стороны будут только теплые цвета, а слева — холодные. Причем все оттенки из этих спектров хорошо сочетаются друг с другом.

Чтобы подобрать максимально гармоничные два оттенка, можно провести небольшой опыт. Выбрав противоположные цвета, необходимо их максимально точно воссоздать в реальности. После этого небольшое количество краски с каждого оттенка смешивается друг с другом. Если получился серый цвет, то художник идеально подобрал палитру.

Конечно, на практике достичь такого эффекта практически нереально, но если в результате получился приближенный оттенок, то это уже можно считать успехом.

Чтобы нарисовать шедевр, скорее всего, придется потратить много лет. Но это не значит, что надо опускать руки и сдаваться. Возможно, картины, которые будут написаны во время учебы, уже станут восхищать публику. В любом случае стоит ориентироваться на свое сердце, а не на мнение толпы.

Если ваша давняя мечта научиться рисовать как настоящий художник, но нет времени для того, чтобы идти в художественную школу, или денег, чтобы нанять репетитора, не отчаивайтесь! Вы можете самостоятельно заняться обучением дома в свободное и удобное для вас время. Главное – это тщательно подготовиться, потому что вашим учителем будете вы сами.

В первую очередь необходимо понять, какими именно знаниями вы должны овладеть. Решающее значение в самостоятельном обучении имеют правильно подобранные книги. В учебных заведениях для художников-живописцев преподают следующие дисциплины: рисунок, живопись, композиция, цветоведение, анатомия и перспектива. Если вы самостоятельно решили изучать курс рисования, то вам понадобится набор следующих учебников.

Рисунок

Основы учебного академического рисунка. Николай Ли.

Автор подает весь курс академического , последовательно раскрывая все материалы учебной программы художественного училища. Шаг за шагом вы легко освоите рисование простых геометрических тел (куб, цилиндр, сфера, конус, пирамида), которые лежат в основе конструкций любых более сложных предметов таких как греческие вазы, капители, предметы мебели, дома, человеческое тело. Из этой книги вы узнаете основы линейной перспективы, метод конструктивного построения в рисунке, понятие о пропорциях предметов и их значение в рисунке, а также знания пластической анатомии тела человека.

Рисунок. Наброски и зарисовки. В. К. Кузин

Выполнение набросков и зарисовок играет важную роль в развитии выразительности рисунка, цельности видения, умения передать пропорции и основные черты позы. Данная книга ознакомит вас с художественными возможностями линии и пятна, а также с различными материалами, которыми можно выполнять наброски. Здесь полно примеров набросков выдающихся художников. Кроме того, вы узнаете роль набросков в создании композиции, и освоите техники и схемы построения набросков и зарисовок.

Игра света и тени для художников. Бёрн Хогарт

Из этой книги вы узнаете о всевозможных типах освещения и влияние света на материальность. Вы получите обширное представление о том, что такое светотеневой рисунок на плоскости, и какую роль играет свет в моделировке формы. У вас будет представление о том, какие есть категории света и тени, и как влияет свет на выразительность композиции. А также поймете, чем отличаются друг от друга плоский рассеянный свет, лунный свет, скульптурный свет, пространственный свет, фрагментарный свет, ослепляющий свет, выразительный свет. В целом, в этой пособии вы обнаружите сотни определений света и получите более глубокое представление о его функции в рисунке.

Живопись

Техника акварельной живописи. П. П. Ревякин

Эта книга, выпущенная еще во времена СССР, является универсальным руководством по академической живописи. Она дает широкое представление о влиянии освещения на цвет и раскрывает такие основные понятия в живописи как собственный и отраженный свет, цветовая температура, светотень, локальный цвет предмета. Этот учебник познакомит вас с особенностями чувствительности нашего зрения к цвету и различными видами цветовых контрастов. Вы узнаете, какие материалы необходимы при работе с акварельными красками, а также особенности взаимодействия различных пигментов с бумагой. Здесь описана подробная методика работы классического способа моделировки формы предметов при помощи акварельных красок, а также дается понятие о перспективе и планах в живописи. Значительная часть книги посвящена написанию архитектурных сооружений, поэтому ее полезно будет прочитать даже архитекторам.

Основы живописи. Могилевцев В. А.

Эта книга рассчитана на профессиональное обучение портретной живописи. Здесь изложены базовые знания об академической живописи маслом в жанре портрета. Также здесь есть описание перечня необходимых материалов, этапы рисунка кистью на холсте, схема проработки деталей (глаза, нос, губы). А также здесь рассмотрены цветовые отношения и выразительные средства живописи. Книга разбита на 4 раздела: голова, портрет с руками, фигура, копирование. В каждом из разделов автор подробно описывает все этапы работы от замысла, создания эскиза до детализации и обобщения готового портрета. Кроме этой книги у Могилевцева есть еще две отличные книги “Основы рисунка” и “Наброски и учебный рисунок”, которые также заслуживают внимания и могут служить альтернативой вышеуказанным учебникам по рисунку.

Полный курс масляной живописи. Хеннес Руиссинг

В данной книге вы найдете описание материалов для живописи маслом, рецепты грунта, методы создания подрамника, обтяжки его холстом и проклейки грунтом. Автор демонстрирует все этапы работы: от наброска до создания готового живописного полотна. Из этой книги вы узнаете как работать с мастихином, чем отличаются пастозные и лессировочные краски, что такое воздушная перспектива и . Здесь есть простые примеры для наработки техники письма маслом в основных жанрах. Кроме того автор дает понятие о цветовых контрастах и способах применения их в живописи, а также дает советы, как избежать многих ошибок при работе с красками начинающим .

Курс акварельной живописи. Пейзаж за считанные минуты. Кейт Фенвик.

Если вам больше по душе акварель, то эта книга позволит с легкостью освоить пейзажную живопись. Она содержит в себе множество иллюстрированных примеров. При помощи нее вы освоите технику написания деталей пейзажа, которые порой представляют сложность для начинающих – это вода, архитектурные детали, камни, одиночные деревья. Автор детально рассматривает способы написания различных атмосферных эффектов, архитектурных и горных пейзажей, учит различным приемам написания неба, леса, воды. Он раскрывает секреты своей палитры, демонстрирует возможности применения маскирующей жидкости, дает множество мелких практических советов.

Анатомия

Изображение человека. Готтфрид Баммес

Безусловно, самый лучший автор, которого можно найти для изучения пластической художнику. Баммес не только профессионально излагает анатомию фигуры человека, но и дает представление об изображении фигуры на плоскости. Самая лучшая его книга «Анатомия для художников», к сожалению, не переведена на русский язык. Поэтому всем, кто не владеет немецким языком, рекомендую ознакомиться с этими двумя книгами на русском языке «Образ человека» и «Изображение человека. Основы рисунка с натуры», которые являются компиляцией оригинальной книги на русском языке. Первая книга является подробным курсом анатомии и дает полное представление о строении, пропорциях человеческого тела, изображении статичной и динамичной человеческой фигуры. Вторая книга посвящена больше именно процессу рисования фигуры на плоскости и позволит вам освоить различные способы моделирования формы человеческого тела.

Цветоведение

Искусство цвета. Иоханнес Иттен

Данная книга представляет собой обширный труд о теории цвета. Она познакомит вас с физической природой цвета, расскажет об основах цветовой гармонии и даст полное представление о системе цвета. Вы узнаете не только о цветовом конструировании, всех типах цветового контраста, цветовой гармонии и теории цветовой выразительности, которые являются базой во многих учебниках по цветоведению, но и расширите свое представление о цвете боле глубокими познаниями. Автор углубляется в изучение семантики цвета, субъективного восприятия цвета, пространственного воздействия света на цвет. Кроме того, Иттен уделяет внимание теории цветовых впечатлений, что является особенно важным для художников-живописцев, которые интересуются реалистичной передачей объектов в световоздушной среде.

Композиция

Основы композиции. Н. М. Сокольникова.

Несмотря на то, что этот учебник рассчитан на учащихся 5-8 классов, на мой взгляд, это полезная книга как для начинающего, так и для опытного художника. Здесь в простой форме изложены основы композиции и очень удачно подобраны примеры, которые доступно передают логику композиционного размещения объектов на плоскости. Книжка знакомит читателя с элементарными правилами и средствами композиции, значением диагоналей в передаче движения, силовыми линиями формата, средствами выделения сюжетно-композиционного центра, правило золотого сечения, симметрии и асимметрии. В общем, здесь вы найдете все необходимое, что нужно учитывать при построении любой композиции, включая практические советы, которые легко усваиваются и применяются.

Вот с таким набором учебников, вы можете справиться с процессом обучения рисованию самостоятельно! Все эти книги можно легко скачать в интернете, но еще лучше будет приобрести их оригиналы для настольного чтения. Напоследок, еще один совет – старайтесь обращаться в первую очередь к методической литературе авторов-академиков и избегать поверхностных брошюр в мягкой обложке с броскими названиями, которые, как правило, не дают системных знаний.

Какое обычно небо, трава, солнце знает даже маленький ребенок. Это базовые цвета, из которых складывается мир. Взрослея, мы замечаем кроме базовых тонов бесконечность промежуточных оттенков и полутонов, которые могут сочетаться друг с другом. Их всевозможные комбинации воздействуют на человека. Чтобы разобраться в этих закономерностях обратимся к основам цветоведения .

История изучения цвета

Ученым удалось многое узнать о природе цвета. Начиная с исследования Исаака Ньютона, получившего спектр солнечного излучения из семи цветов. Анализ спектров продолжился, повлияв и на объективные науки, и на развитие философской мысли. Философствующим цветоведом выступил Иоганн Гёте. Он предположил, что из борьбы света и тьмы выходят победителями сначала первичные хроматические (синий, красный, желтый), остальные же получаются из их смешения. Зеленый, оранжевый и фиолетовый - вторичные, они появляются из поочередного соединения основной тройки.

Современное цветоведение пользуется схемой художника 20 века из Швейцарии - Йоханнеса Иттена. Он, обобщив мысли других ученых, предложил удобную систему, которая может использоваться для подбора оптимально сочетающейся палитры. Она включает три первичных цвета, лежащих в центре. Их обнимает вторичная тройка, которая окружена двенадцатью производными вариантами.

Гармоничное сочетание между собой кусочков круга возможно в 6 вариантах (контрастных или дополняющих друг друга). Систему Иттена можно расширить, добавив черный и белый, которые тоже могут быть смешаны с двенадцатью. Большую часть этих цветов мы видим, открывая набор красок. В них обязательно входит великолепная шестерка и ее холодные/теплые варианты. Остальное рождается из рук художника на практике, попробуйте получить новые сочетания! Другие мастера тоже этим занимались, что же из этого вышло?


Живопись и цвет

Живопись, как и человек, переживала пору своего «детства», когда весь изображаемый мир окрашивался в очень ограниченный набор красок. Это объяснялось сложностью добывания пигментирующих веществ - экофрендли смеси не производились на заводах, а добывались собственноручно из природных материалов.

С другой стороны, последовательность в выборе цвета объяснялась его большой смысловой наполненностью. На картине не могли появляться случайные краски. Например, представьте себе искусство Средневековья. Оно строится из сочетания золотого, красного, синего. Дева Мария, как правило, в синих одеждах, потому что это цвет чистоты, неба, бесконечности, принадлежности к Богу. В синем и красном (мучения, кровь, символ Воскресения) изображается Христос. Золотой нимб над головой святых означал связь с Богом.



Новые краски

С наступлением Возрождения, искусство преображается, вслед за временем меняется палитра картин. Все больше встречаются их смешения, гармонические сочетания. Новый путь реализма требует изображения близкого к реальности. Но искусство все же не сама жизнь. Художники, отражая действительный мир, заботятся о гармонии на картине, чтобы получилось цельное полотно. Для этого они обращаются к основам цветоведения в живописи.

Новый поворот на дороге искусства случается на подступах к 20 веку. Пропадают всяческие ограничения, наука проникает во все сферы жизни, так что художники знают о силе воздействия живописной палитры. Творческая среда погружается в цветоведческие эксперименты. Яркость и насыщенность картин импрессионистов, хотевших поймать ощущение мира на картине в полноте красок, соседствует со всем известным монохромным шедевром Казимира Малевича. Цвет или его полное отсутствие снова становится центральным смысловым элементом произведения. Гармония картин уступает место самым контрастным сочетаниям, передающим ту бурю, которая происходила не только в искусстве, но и в жизни.


Совершенное знание теории цвета для художника очень важно. Филипп Страуб (Philip Straub) расскажет о простых принципах цвета.

При правильном использовании, через цвета можно передать настроение и вызвать эмоциональное отношение зрителя. Правильное применение цветов – одно из важнейших условий успешного рисунка. Знания о применении цвета не передаются по наследству, этому учатся. Существуют правила, которые необходимо соблюдать, и такие, которыми можно пренебречь, но каждый художник, стремящийся достичь успеха в своем деле должен начинать с фундамента, т.е. с теории цвета.

Существует огромное количество доступных научных материалов; однако, большинство из них далеки от художников. Я не буду заострять внимание на лишнем, и сразу перейду к самому важному в теории цвета. Мы обратимся к разным существующим ныне цветовым схемам, поговорим о том, как использовать цвет в композиции, как работать с цветом так, чтобы задержать на картине взгляд зрителя, и о том, как балансировать цвета на рисунке. Итак, приступим…

1. Три свойства цвета
Прежде чем углубиться в теорию цвета, необходимо понять ее базовые принципы. Давайте обратимся к, так называемым, трем свойствам цвета. Эти свойства представляют собой общий язык теории цвета и всегда должны быть в уме художника.
- Оттенок – наименование того или иного цвета (например, красный, синий, желтый).
- Насыщенность – это бледность или затемненность оттенка (цвета).
- Интенсивность определяет яркость или тусклость оттенка (цвета). Чистые оттенки – высокоинтенсивные. Тусклые оттенки - соответственно, обладают низкой интенсивностью.
Эти три свойства цвета будут зависеть от многих вещей, но в основном – от света на вашей картине.

2. Цветовой Круг
Цветовой круг, основанный на красном, желтом и синем цветах – традиционная форма цветовой схемы в области искусства. Первая цветовая диаграмма была создана Сэром Исааком Ньютоном, в 1666 году. С тех пор, ученые и деятели искусства изучали и предлагали свои варианты данного принципа. До сих пор не стихают споры о том, какая система лучше и достовернее. В действительности же, любой цветовой круг, обладающий логически выстроенной системой чистых оттенков, имеет место быть.

3. Базовые цвета
Существует три базовых цвета: красный, желтый и синий. Это три пигментных цвета, которые не могут быть смешаны или получены путем смешивания других цветов. Все другие цвета получены из этих трех оттенков.

4. Цвета второй группы
К таким цветам относятся зеленый, оранжевый и фиолетовый. Эти цвета получены путем смешивания базовых цветов. Цвета первой и второй группы вместе образуют шестерку самых ярких цветов спектра. Смешивая каждый цвет с соседним, мы получим еще шесть цветов – цвета третьей группы.

5. Цвета третьей группы
К этой группе относятся желто-оранжевый, красно-оранжевый, красно-фиолетовый, сине-фиолетовый, сине-зеленый и желто-зеленый. Эти цвета получены путем смешивания одного базового и одного вторичного цвета.

6. Баланс цвета
Вы не можете рисовать, используя только один или даже все базовые цвета. Нужно достичь баланса в вашей цветовой композиции. Добавьте несколько цветов третьей группы, или немного серого, чтобы картина не была такой ненатурально яркой. Если вы не будете держать это в уме, то, не смотря даже на то, какая у вас хорошая композиция и дизайн, вам не удастся зацепить взгляд зрителя. В природе, например, вы никогда не встретите чистые базовые или вторичные цвета в избытке; наоборот, все цвета сбалансированы, это и создает нашу реальность. Задача художника заключается в том, чтобы знать, когда и как изменить эту реальность или подчеркнуть ее, чтобы сделать ее более красивой, более драматичной или более пугающей, в зависимости от цели автора.

Обратите внимание, как едина палитра цветов на этой картине. Цвета брались не наугад, а подбирались очень тщательно, чтобы подчеркнуть настроение пейзажа. Если вы знаете теорию цвета, то также должны знать что синий цвет действует на людей успокаивающе, поэтому выбор данной палитры очевиден.

Нажмите, чтобы посмотреть картинку в полном размере и 100% качестве.

7. Подбор цветов
Обдумайте свою цветовую схему и убедитесь, что она подходит вашему рисунку. Когда вы задумываете настроение и атмосферу, представьте сразу то, каким будет конечный результат. Ведь когда вы рисуется картину силы и разрушения, вы же не выберете радужные цвета?
Картинка выше показывает очень сильную комбинацию насыщенности и цвета, которые вместе создают настроение, которое непременно почувствует зритель. Здесь я использовал много цветов третьей группы, и совсем чуть-чуть базовых (на глазах и позвоночнике), чтобы провести взгляд зрителя к главному центру картины (лицо и глаза героя).

Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.

8. Однотонность (Монохромность)
В однотонной цветовой схеме используется один цвет с вариациями светлых и насыщенных оттенков. Работа в монохроме – быстрый и простой способ добавить цвета и жизни в ваше учение о насыщенности. Это самый простой метод для новичков при работе с цветом, не портя при этом качество и идею. Мне кажется, большинство картин с мощной эмоциональной нагрузкой выполнено именно в этой технике. Минус такого подхода заключается в недостатке блеска и контраста.

9. Родственные цвета
В схеме родственных цветов используются цвета, которые находятся в непосредственной близости по отношению к соседним цветам. Один цвет является доминирующим, остальные используются для обогащения палитры. Схема родственных цветов аналогична системе монохромности, но предлагает больше нюансов. На мой взгляд, этот подход намного лучше, чем схема однотонных цветов, да и создавать такую палитру проще.

Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.

10. Дополнительные цвета
Дополнительные цвета – это цвета, стоящие друг против друга на цветовом колесе. Это лучше видно на примере, когда против теплого цвета ставится холодный; например, красный и зелено-синий.
При работе с такой схемой, нужно выбрать один доминирующий цвет, а затем – дополнительный цвет для акцентов. Один из наиболее традиционных методов применения данной цветовой схемы: использовать один цвет как фон, а его дополнительный цвет – для выделения основных элементов картины. С помощью этой техники вы получите доминирование одного цвета вместе с яркими цветовыми контрастами.
Трудность здесь заключается в следующем: несмотря на то, что этот подход дает высококонтрастную и эффектную картинку, работать с такой схемой намного сложнее, чем с родственными или однотонными цветовыми схемами. Просто следите за тем, чтобы правильно балансировать используемые цвета.
Раздвоенная схема дополнительных цветов – вариация стандартной схемы дополнительного цвета. Сюда входит один цвет и два соседних относительно его дополнительного (стоящего напротив) цвета. Этим мы добиваемся еще большего контраста, не увеличивая контраст схемы дополнительного цвета.

Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.

11. Третичные и четвертичные цвета
Третичная цветовая схема включает в себя три равноудаленных цвета. Эта схема пользуется большой популярностью у художников, т.к. она дает очень сильный визуальный контраст, сохраняя гармонию и сочность красок. Третичная схема не так контрастна, как схема дополнительных цветов, но выглядит более гармоничной и сбалансированной.
Четвертичная (двойная дополнительная) схема – самая богатая из всех представленных, потому что она включает себя четыре цвета, объединенных в две пары дополнительных цветов. Эту схему очень нелегко гармонизировать; при использовании всех четырех цветов, картина может показаться несбалансированной, поэтому следует выбрать доминирующий цвет или смягчать краски.

12. Цвет и окружающая его среда
Цвет любого предмета, существующего в нашем мире, находится под воздействием мира, в котором он находится. Любой предмет имеет свой определенный цвет, или, другими словами, цвет, который ничем не изменен извне. Все цвета, как мы их видим, так или иначе, находятся под воздействием окружающей среды. Теплый свет, падающий на предмет теплого цвета, просто усиливает его теплоту, тогда как тот же теплый свет, падая на предмет холодного цвета, будет наоборот, уменьшать этот эффект теплоты. Существуют некие константы, которые мы можем использовать в свое художественное благо.

13. Немного серого
Когда вы работаете с цветовой схемой, осознанно подходите к температуре и температурам всех элементов на вашей картине. Большинство широких цветовых пространств, таких как небо, должны быть сбавлены на пару тонов, чтобы не подавлять оставшееся пространство. Чем больше пространство, тем мягче и менее насыщенным должен быть цвет. Избегайте базовых цветов на заднем фоне, т.к. они будут выбиваться из общей картины.

Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.

И снова вы видите картину, диктующую выбор цветов палитры. Обратите внимание, на картине нет никаких базовых (первичных) цветов, особенно на небе. Цвета очень спокойные. В основном, я располагаю дополнительные и противостоящие цвета рядом, создавая тем самым драматичную атмосферу (известная как фокусная точка).

14. Цвет в тени
Цвет тени никак не может быть таким же, как натуральный цвет предмета. Без добавления дополнительного цвета, тень была бы такой же, как и фоновый цвет предмета, только чуть темнее. Цвет тени имеет пониженную интенсивность и насыщенность – все это благодаря добавленному дополнительному цвету. Цвет тени не может быть чище или ярче, когда хотя бы схожий цвет отражается в нем, увеличивая его яркость.

15. Цвет на свету
Все цвета становятся источником отраженного цвета, когда находятся на свету, и будут отражаться сами в меньшем свете. Вся интенсивность цветов должна проявляться в светлых или полутонах. Однако, самый яркий цвет не обязательно должен быть там, где падает свет. Если на месте самого яркого света, падающего на предмет, образуется почти белое пятно, то ваш самый яркий цвет будет состоять из полутонов.

16. Фокусная точка
Как правило, яркие цвета используются вокруг фокусной точки или главного предмета. Все ли знают, что такое фокусная точка? И знаете ли вы действительно как ее применять? Это один из самых сильных эффектов, используемых художниками для привлечения взгляда зрителя к главной зоне на рисунке. Крайне важно, чтобы на картине так же присутствовала спокойная зона, герой, который стремится в центр внимания. Конечно, на картине может быть несколько героев, предметов или фокусных точек, но чем больше таких деталей вы добавляете, тем сложнее будет картина для восприятия. Большинство удачных картин имеет одну фокусную точку и несколько других спокойных мест для балансировки.

Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.

На этом рисунке, который я назвал «Рождественский Город» (Christmas Town) обратите внимание на то, как я выделил контраст в центре города, тем самым, обращая взор зрителя именно на этот участок картины. В этом центре присутствует не только повышенный контраст цвета, но также и насыщенность цветов.

17. Снова баланс цвета. Люди.
Известный иллюстратор Эндрю Лумис (Andrew Loomis) однажды сказал: «Цвет – как банковский счет. Если зайти глубоко, скоро ничего не останется». Это значит, что некоторые из самых прекрасных творений, когда-либо созданных художниками, используют ограниченную цветовую палитру. Важно понять, что цвет в спектре – это белый свет, разделенный на элементы. Предметы обладают цветом только потому, что их поверхность принимает свет и отражает все другие цвета спектра. Если бы в свете не было цвета, он бы вообще не воспринимался человеческим глазом.
Без хорошего эскиза, конечно, цвет малозначим, но все дело в тесной связи между твердой линейной композицией и цветом, которая делает хорошую картину произведением искусства!