Техника ментальной постановки целей и установки на их достижение. Техника ментального конструирования Преобразование информации в визуальную форму

В отличие от ментальной локации, когда оператору необходимо «лишь» идентифицировать свои представления-индикаторы с энергетическими реакциями, при ментальном воздействии и корректировке событий осуществляется глубокий энергетический контакт между человеком и изменяемым событием. Строго говоря, при локации человек не столько вступает в контакт с объектом или событием, сколько улавливает его энергетические эманации. В принципе, ментальная локация никак не отражается на ходе лоцируемого события или энергетике исследуемого объекта. При ментальном же воздействии оператор самым радикальным образом вмешивается в структуру объекта или явления на наиболее глубоком для нашей физической реальности уровне. Такое вмешательство требует серьезной специальной подготовки. В противном случае, возможны самые непредсказуемые варианты. Например, неподготовленный оператор может легко войти в контакт с крайне отрицательным для него объектом, не суметь правильно провести этот контакт, а затем -- не суметь из него выйти и остаться во власти процессов, разрушающих его личность (что, впрочем, сплошь и рядом бывает в повседневной жизни с обычными, ничего не подозревающими людьми).

Все техники ментальных воздействий предполагают следующие этапы: вхождение в контакт, проведение контакта, выход из контакта, реализация результатов контакта. Однако, прежде, чем рассматривать технику вхождения в контакт, есть смысл рассмотреть технику выхода из контакта.

Здесь уместно напомнить о субъективности той реальности, в которой развертывается жизнь человека. И то или другое событие не может иметь какого-либо значения само по себе. Оно приобретает значение, лишь включаясь в ход жизни человека, захватывая его мысли, его эмоции, влияя на жизнедеятельность его организма, иначе говоря, вступая в энергетический контакт с различными полями человеческого «Я».

Обычно люди не контролируют свои контакты с событиями. У них нет адекватных представлений для того, чтобы осознавать эти контакты. Поэтому здесь мы введем такое понятие, как «погруженность в событие». С помощью этого понятия можно осознавать положение различных сфер человеческого «Я» по отношению к тем или иным событиям его жизни. Как правило, вовлечение человека в событие, задействование различных сфер его личности и энергетических полей происходит стихийно, и лишь изредка происходит целенаправленное подключение человека к событию для заранее запланированного воздействия на те или иные сферы его личности. Вспомним, например, историю с платком, который Отелло подарил Дездемоне.

Учитывая условия жизни человека европейской цивилизации, можно сказать, что большинство событии, участником которых он становится, разрушающе действуют на его жизнь. И чем больше внутренний мир человека включается в эти события, тем несчастнее и, нередко, слабее, надломленнее становится человек. Иначе говоря, каждое событие может быть по-разному воспринято и по-разному пережито одним и тем же человеком. Но в условиях неблагоприятного психологического климата каждое событие вызывает у человека преимущественно негативные переживания и разрушающе действует на его личность.

Стремясь оградить свою психику от разрушающих воздействий трагических событий и ситуаций, люди испокон веков искали средства и способы защиты. В древних цивилизациях, когда люди умели управлять своей психикой и своей судьбой, они находили средства и способы защиты в эзотерических знаниях. В периоды великих социальных потрясений и переселений народов эзотерические знания и способности управлять своей психикой утрачивались. Становились необходимыми методы более простые и доступные неразвитому сознанию. В эти периоды зарождались и становились распространенными обычаями массовые формы пьянства и употребления наркотиков, как правило, сочетающиеся с примитивными суевериями и религиозным фанатизмом. Само по себе употребление наркотиков и алкоголя является нефизиологичным по отношению к организму, угнетающим по отношению к психике и антисоциальным по отношению к структурам общества. Автор не видит другой причины распространения алкоголя и наркотиков, кроме их способности прерывать негативные энергетические контакты. Зато в этом своем амплуа в условиях нашей примитивной цивилизации они оказываются весьма эффективными, а во многих случаях - просто незаменимыми. Но люди, занимающиеся ментальной практикой и стремящиеся получить и реализовывать эзотерические знания, должны помнить, что использование спиртных напитков и наркотиков - это для психики то же самое, что для организма ампутация тех или иных частей тела или органов. Такая ампутация может спасти организм от смерти, по с точки зрения его видовой физиологичности, он становится ущербным. Поэтому здесь мы должны четко оговорить, в каких случаях допустимо использовать алкоголь и наркотики как средство выхода из энергетических контактов.

Во-первых, следует сказать, что большинство людей, населяющих нашу планету, не стремятся ни к знаниям, ни к самосовершенствованию. Их желания и цели примитивны, хаотичны и деструктивны. Их «Я» по существу представляет собой организм с небольшим набором простейших нервных реакций, эмоций и социальных стереотипов, в каком-то смысле это социально адаптированный биоробот, духовная жизнь которого в нашей реальности не проявляется. Духовно, в плане развития своего сознания они не только мертвы, но и погружены в глубокую могилу своего социального положения... Поэтому даже для того, чтобы лишь обнаружить духовную смерть человека, В большинстве случаев необходимы очень глубокие раскопки.

Нанести какой-то вред развитию сознания разовое употребление алкоголя или наркотиков не может по той простой причине, что в данном случае такого развития просто не существует. Что же касается возможного вреда для организма, то он при однократном применении полностью укладывается в рамки европейского образа жизни. Речь идет не о постоянном использовании алкоголя, а о разовом, как о способе выхода из конкретного энергетического контакта. Другое дело, что систематическое употребление алкоголя и наркотиков всегда начинается с разового, однако это проблема не столько психоэнергетики конкретного человека, сколько обычаев и традиций.

Таким образом, если обычный человек вошел в жестко негативный энергетический контакт с каким-либо событием или ситуацией и не располагает другими способами выходу из него, применение алкоголя или наркотиков можно считать допустимым. При этом дозы должны быть достаточно большими, чтобы обеспечить полный психоэнергетический разрыв с травмирующей ситуацией.

Совсем по-другому обстоит дело с человеком знания. Допустимо ли для человека знания употребление алкоголя или наркотиков для выхода из энергетического контакта?

В целом можно сказать так: если контакт негативен и пет другого способа выйти из него, то можно. Однако следует помнить иену такого выхода. Если человек знания использует алкоголь или наркотики для выхода из энергетического контакта, то он перестает быть человеком знания. И неизвестно, сможет ли он вновь стать на путь самосовершенствования, а если сможет, то с каких простейших азов ему придется начинать.

Такие проблемы возникают, как правило, при неорганизованных непродуманных экспериментах плохо подготовленных людей. Человек, искренне стремящийся к духовным поискам, должен помнить: там, где начинается спешка, заканчивается серьезная работа. Достаточно подготовленный ментальный оператор начинает с того, что определяет свое место среди событий и явлений доступных ему сфер реальности. В результате этого он видит, насколько доступны ему те или иные контакты, как они могут протекать и какие средства необходимы для их успешного проведения. Весь контакт при этом полностью находится под контролем, и само включение в контакт определяет момент и технику выхода из него. Отсюда вытекает правило № 1: прежде, чем вступать в психоэнергетический контакт с неким объектом, необходимо сориентироваться в психоэнергетической ситуации. Иначе говоря, прежде, чем входить в контакт, нужно предусмотреть выход из него.

В условиях нашей реальности каждый преднамеренный психоэнергетический контакт имеет свою цель и, следовательно, свой оптимальный момент завершения. Нередко бывает так, что, следуя в ходе контакта первоначально поставленной цели, оператор открывает новые перспективы, возможности получить гораздо более грандиозные результаты, чем те, на которые он рассчитывал. В связи с этим появляется желание изменить программу контакта, чтобы не упустить неожиданно открывшиеся возможности. Такое желание является верным признаком приближающейся потери контроля над ситуацией, появления неуправляемости ходом контакта. Это явление может быть названо «эффектом сирен», которые, согласно античным преданиям, завлекали моряков своим сладким пением на смертельные рифы.

Отсюда вытекает правило № 2: программу контакта можно менять только до входа в него или после выхода.

Выход из контакта по существу является переходом от произвольно управляемого психоэнергетического взаимодействия с заранее определенным объектом (событием) к непроизвольным взаимодействиям с обычными условиями и ситуациями. Поэтому качество выхода определяется тем, насколько успешно вписывается оператор в прежние отношения со средой. Сам процесс выхода начинается с осознания реализации программы контакта, независимо от того, была ли эта реализация успешной или нет. Как правило, поддержание психоэнергетического контакта, глубокое сосредоточение на корректируемом объекте требует специальной работы. Реализация программы является своеобразным внутренними -часами сосредоточения на объекте. Когда она завершена, работа по сосредоточению прекращается, и оператор автоматически выходит из психоэнергетического контакта. После выхода выполняются контрольные профилактические упражнения.

В ходе контакта кроме достижения поставленной цели (в нашем случае - коррекции необходимого события) могут возникнуть непредвиденные взаимодействия, стимулирующие работу по сосредоточению. В таком случае тенденции к сосредоточению могут сохраниться и после реализации программы. Независимо от характера этих тенденций, они в результате своего развития могут сделать контакт неуправляемым. Аналогичный вариант описан в одной из книг Карлоса Кастанеды, когда он чувствовал возможность безвозвратного ухода в измененное состояние сознания. Вот здесь-то возникает не-обходимость специальных методов выхода из сосредоточения.

При затруднении выхода в принципе могут быть использованы те же методы, что и для снятия стрессов и навязчивых состояний. Различие заключается в том, что для выхода из контакта может эффективно использоваться энергетический потенциал нашей социальной реальности, социальных ролей оператора, а также его духовных ценностей.

Наиболее распространенным методом проведения психоэнергетического контакта является использование конкретных предметов, являющихся носителями значительных энергоинформационных потоков. Используя такие предметы, оператор входит в контакт, реализует его программу, а затем с их помощью может легко выйти из контакта. Для религиозных людей это могут быть иконы, священные реликвии и предметы культа. Могут быть использованы различные символы и предметы, олицетворяющие силы и стихии природы, а также другие достаточно интенсивные энергоинформационные процессы.

Сама процедура психоэнергетичсского контакта при коррекции определенного события заключается в изменении его энергетических характеристик, и, как следствие, наступает изменение вероятностных причинно-следственных соотношений с окружающими условиями и смежными ситуациями и событиями. Желаемый вариант события определяется параметрами различных полей оператора и в той или иной мере связан с различными сферами его личности - организмом, эмоциями, мышлением. В начале контакта при сосредоточении на предстоящем событии оператор по возникающим в различных сферах реакциям определяет тенденцию его развития. Неблагоприятные тенденции вызывают отрицательные напряжения, нарушающие сложившуюся у оператора энергетическую картину желаемого варианта. Чем глубже сосредоточение - тем значительнее эти нарушения и связанные с ними негативные ощущения, эмоции, мысли. Главная техническая задача оператора заключается в том, чтобы, углубляя сосредоточение на предстоящем событии, т.е. усиливая энергетическое взаимодействие с ним, в то же время уменьшать и полностью снимать негативные напряжения и усиливать тенденции, образующие желательный вариант события. Здесь-то и начинается своего рода соревнование между энергетическим потенциалом события и энергетическим потенциалом оператора, а точнее, не столько его энергетическим потенциалом, сколько уровнем сознания и способностями. Образно говоря, негативный потенциал события не обязательно «подавлять» и «ликвидировать». Его можно трансформировать, обойти, перестроить, использовать и т.д. Оператору не обязательно «действовать силой». Он может использовать не только различные комплексы своих собственных энергетических потенциалов, но и самые разнообразные сочетания доступных ему энергоинформационных потоков. Поэтому при корректировке хода событий главное значение имеют не столько энергетические возможности оператора, сколько его способности и умения.

Наиболее простой, доступный и надежный метод - использование энергетического потенциала физиологических процессов, тонуса различных систем организма. Общая картина тонусов различных мышечных систем человека отражает состояние всей его энергетической системы, всех энергетических полей, эмоций и мышления. Воздействуя определенным образом на тонус тех или иных мышечных групп, можно изменять в нужном направлении все остальные процессы.

Так, например, все глубже сосредотачиваясь на корректируемом событии, оператор испытывает все более неприятные эмоции. Отрицательные эмоции неизбежно вызывают непроизвольные мышечные напряжения. В зависимости от характера эмоций, это могут быть сжатие зубов, нахмуривание бровей и лба, напряжение скул, горловые спазмы, непроизвольное сжатие кулаков, поднимание плеч и десятки, даже сотни других мышечных напряжений, зажимов, блоков.

Техника релаксации является основой основ, азбукой практически всех систем и школ самосовершенствования. Поэтому любой ментальный оператор владеет регулировкой мышечного тонуса и знает, как влияют те или иные рисунки мышечных напряжений на различные энергетические поля. Таким образом, тонус определенной группы мышц может стать своего рода полем битвы между нежелательными тенденциями развития события и благоприятными тенденциями, создаваемыми мастерством оператора. Обладая определенными навыками, нетрудно снять напряжение с мышц лица, улыбнуться «улыбкой Будды» и создать такой рисунок мышечного тонуса, который создает ощущение покоя, уверенности, радости. Однако попробуйте улыбнуться и расслабиться, если, например, завтра должен быть подписан приказ о вашем увольнении и перед вами открывается перспектива безнадежной безработицы. Причем, чем глубже будет сосредоточение на этом событии, тем труднее будет управлять своим состоянием вообще и мышечным тонусом, в частности.

Тем, кто не имеет личного опыта ментальной коррекции событий, сложно представить себе, о чем идет речь. Можно лишь сказать, что если оператору удается, глубоко войдя в ситуацию, создавать оптимальный мышечный тонус, положительный характер эмоций и других сфер и полей внутреннего «Я», это изменяет энергетику ситуации и преобразует развитие события в нужном направлении.

Внешне это может выглядеть как изменение позиции руководства по поводу вашего увольнения или появление новых факторов, организация новых подразделений, где необходимы ваш опыт и умения, или появление выгодных предложений от других организаций, фирм. Внешне проявления могут варьироваться до бесконечности. Главное - создать энергетическую структуру благоприятного развертывания событий. Возникает своего рода «полоса везения», охватывающая заданный спектр реальности. А каким именно образом вы приобретете высокий профессиональный статус - это обычно не имеет принципиального значения. Впрочем, благодаря соответствующим навыкам, оператор, может определить и сконструировать конкретную реализацию созданного положительного потенциала событий,

Если сосредоточение на корректируемом событии достигает уровня визуализации, то фактически событие развертывается в реальности оператора еще до того, как оно наступит в общедоступной социальной реальности. С определенной точки зрения событие «изымается» из своего времени в общепринятой реальности, преобразуется в соответствии с целями оператора и затем вновь «вставляется» в общепринятую реальность, в которой протекает внешняя жизнь оператора.

Если коррекция события идет на плане мышечного тонуса, то оператор использует соответствующий технический арсенал релаксации. Однако техника обычной физической релаксации в данном случае оказывается недостаточной. Техника релаксации обычно осваивается в спокойной обстановке в тихом помещении без отвлекающих факторов. Предварительным условием расслабления является отвлечение мыслей от всех проблем, сосредоточение на успокаивающих и раскрепощающих образах. При ментальной коррекции события оператор, наоборот, оказывается в стрессовой ситуации и должен суметь расслабиться, несмотря на значительные нервные напряжения. Поэтому здесь нужна техника не столько физического, сколько психофизического и психологического расслабления, а также техники преодоления отрицательных эмоций и навязчивых состояний.

Каждый, кто серьезно занимается практикой самосовершенствования, с течением времени открывает для себя значительные источники духовных сил. Эти источники могут олицетворяться теми или иными предметами, символами или мысленными образами, иначе говоря, ключевыми объектами медитации. Сосредоточиваясь на этом объекте, человек черпает силы не только для новых духовных поисков, но и для повседневной психофизической тренировки, а также для преодоления стрессов, для психической устойчивости в критических ситуациях. В ходе ментальной коррекции события именно энергия ключевого объекта дает оператору силы глубоко войти в энергетический контакт с событием, преодолеть отрицательные энергетические тенденции, став как бы частью корректируемого события, рас-

слабиться, наполниться покоем и уверенностью, преобразовав тем самым событие, и затем успешно выйти из психоэнергетического контакта, обеспечив в области общедоступной реальности полосу везения относительно данного события. В двадцатые годы нашего века немецкий психолог Карл Марбе, проведя ряд исследований несчастных случаев, пришел к выводу, что в жизни каждого человека могут возникнуть периоды или полосы везения или невезения, связанные с определенными психологическими закономерностями. В значительной мере установки на успех или на неудачу, В эзотерических учениях древности этот вопрос рассматривается весьма подробно.

Уже в древности люди обращали внимание, на то, что некоторым из них удается то, что для всех других представляется совершенно невозможным. Огонь их не обжигает, вода не мочит, стрелы в них не попадают и все, что они начинают, им удается. И, наоборот, есть люди, которые могут потерпеть неудачу в самых безобидных ситуациях, когда успех кажется абсолютно обеспеченным. Они спотыкаются на ровном месте, забывают о самом главном, теряют вещи и повсюду их преследуют несчастья и неудачи. Духовные мастера и наставники, познавшие закономерности этих явлений, использовали их в создании различных систем самосовершенствования.

С точки зрения психоэнергетики, это не что иное, как проявление закона ментального потенциала, определяющего соотношение между внешней и внутренней энергетикой индивида. Следуя той или иной системе самосовершенствования, человек может развить энергетический потенциал отдельных сфер своей личности и в то же время остаться с низким ментальным потенциалом, а ведь именно энергия мышления определяет удачливость человека, его успехи в жизни среди людей. Наглядным примером может быть жизнь Розы Кулешовой, В 60-е годы практически все средства массовой информации пестрели сообщениями о «феномене Кулешовой», о ее способностях к ясновидению, о необычных способах снятия с объектов информации. Однако в своей человеческой жизни Роза была несчастна. Она никак не могла решить свой квартирный вопрос. Неудачно окончилась ее попытка создать семью. Постоянно возникали конфликты с родственниками и товарищами по работе. Отсюда становится понятным, как важно для человека знания овладеть методами коррекции событий.

Здесь мы привели лишь один из возможных вариантов коррекции событий и открытия «полосы везения». Работать можно не только на мышечном тонусе, но и на эмоционально-волевых процессах, а также непосредственно на ментальных образах. Владея необходимыми методами и техниками и развив в себе соответствующие способности, оператор может достигать таких результатов, таких успехов и фантастического везения, которые в глазах окружающих могут выглядеть сверхъестественными. Однако, чем шире распространяется информация о работе оператора, тем больше непредвиденных факторов может возникнуть в ходе психоэнергетических контактов, тем труднее организовывать программу ментальной коррекции. Поэтому третьим правилом проведения психоэнергетического контакта в ходе ментальной коррекции является правило энергоинформационной изоляции.

Следует подчеркнуть, что техника ментальной коррекции событий может дать сколько-нибудь серьезные результаты лишь в том случае, если оператор сумеет глубоко сосредоточиться на событии и будет работать, как минимум, на уровне визуализации. При более низком уровне сосредоточения можно говорить не о коррекции, а лишь о некотором влиянии на ход события.

Вторым существенным выводом является то, что, используя технику ментальной коррекции, человек, занимающийся самосовершенствованием, может обеспечить себе оптимальные условия жизни, необходимые для духовной практики, Всякое другое использование техники ментальной коррекции событий является использованием но по назначению и разрушающе действует на духовную практику,

Рядовые обыватели часто задают вопрос: если парапсихологические явления действительно возможны, то почему мы не наблюдаем это в жизни? Одной из причин является то, что люди знания используют свои возможности только для духовного развития, только внутри своей духовной практики, которая недоступна восприятию обывателя.

Если же обывательски настроенному человеку все же удалось столкнуться с аномальными явлениями и убедиться в существовании экстрасенсорных способностей, то у него часто возникает желание «приобрести» эти способности для достижения своих целей.

Однако это вес равно, что использовать микроскоп для забивания гвоздей. Молотком забивать гвозди гораздо удобней. Для достижения обывательских целей гораздо удобнее использовать власть и деньги. Техника ментальной коррекции - это ключ к совсем другим дверям. Поэтому даваемые ниже рекомендации по использованию ментальной коррекции для улучшения различных сторон жизни человека предназначены именно для тех, кто стремится к самосовершенствованию.

"Не внешние вещи приносят приятную и счастливую жизнь, но только внутри себя человек находит радость, весну и наслаждения". - Плутарх.

Человек может изменяться, и это один из величайших даров, которыми наделила его природа. Проанализировав прошлую и нынешнюю жизнь, мы четко понимаем, что нам не нравится, и можем начинать избавляться от всего, что мешает нам радоваться жизни и наслаждаться каждым ее мгновением. В то же время мы должны развивать и углублять сильные стороны нашей личности.

Чтобы избавиться от стресса и нездоровья , прежде всего нужно понять причину, которая их порождает. Здесь потребуется огромная внутренняя работа, самоанализ и объективность. Только в процессе внутреннего диалога, где вам, возможно, придется занять роль стороннего наблюдателя и посмотреть на ситуацию со стороны, вы сумеете понять причину ваших проблем. Когда мы анализируем свои поступки, то узнаем о себе намного больше. Самоанализ позволяет нам понять, почему с нами происходят те или иные события, почему за нами тянется шлейф нерешенных проблем, почему в нашей жизни периодически повторяются одни и те же малоприятные события. Но самое главное, в результате самоанализа мы начинаем понимать, как избегать неудач, решать любые проблемы, достигать намеченных целей и добиваться прекрасных результатов.

Все целевые установки и стратегическое планирование должны строиться на самопознании. Самопознание раскрывает наше «я», над которым не властно время, самопознание помогает отделить зерна от плевел и вдыхает в нас свежую струю жизни. А когда наше «я» начинает излучать сияние, мы снова становимся молодыми и прекрасными, здоровыми и счастливыми.

Не нравится:

  • Избыточный вес
  • Жизнь в квартире с родителями
  • Транспортные пробки
  • Куча долгов
  • Много курю
  • Осуждаю и критикую других
  • Часто ревную мужа
  • Вспыльчивость
  • Постоянный гнет стресса
  • Невозможность уединиться
  • Обилие родственников у супруга
  • Сумасшедшие телефонные счета
  • Неуверенность в завтрашнем дне
  • Недостаточная душевная щедрость

Хочу:

  • Похудеть
  • Заработать на собственную квартиру
  • Выплатить кредит
  • Обрести финансовую стабильность
  • Купить машину
  • Найти высокооплачиваемую работу
  • Путешествовать по миру
  • Больше отдыхать
  • Дать хорошее образование детям
  • Помогать родителям
  • Перейти на вегетарианский режим питания
  • Бросить курить
  • Духовно эволюционировать
  • Научиться жить сегодня и перестать откладывать жизнь на завтра

Список целей, которые вы перед собой ставите, полезно часто пересматривать. Отделите тактические цели от стратегических. Какие-то из целей могут быть достигнуты в течение двух-трех недель, а на достижение других могут уйти годы или даже вся жизнь. Если мы ставим перед собой только тактические цели, то можем попасть в цейтнот: обуреваемые желанием добиться цели любой ценой, мы только усугубляем стресс и приближаем поражение.

Мы не умеем решать проблемы, - неважно, личные, межличностные или социальные, - потому что привыкли получать все быстро: есть разогретые полуфабрикаты, пить растворимый кофе, добиваться быстрого успеха и надеяться на внезапное просветление.

Чтобы добиться истинного, а не мнимого успеха, надо быть терпеливым. Надо медленно и верно идти к достижению намеченных целей. Поставив перед собой цели, тщательно продумайте, какие из них реально достижимы в течение года. Это будут первоочередные цели. Теперь определите цели, которых реально можете достичь в течение пяти лет, затем десяти и так далее. Намечая реальное время достижения целей, вы фактически занимаетесь тактическим и стратегическим планированием жизни.

Отделив тактические цели от стратегических, окружите себя людьми, которые уже достигли этих целей. Они станут для вас энергетическими учителями, побуждающими к действию. Ежедневно выполняя техники «заземления», «инвентаризации» и «ментальной установки на достижение целей», вы будете меняться, духовно развиваться и эволюционировать.

Но на пути достижения целей есть большое препятствие - наша лень . Лень способна загубить все наши добрые начинания и благие побуждения. Из-за лени мы подводим других людей и вредим себе. Лень унизительна и недостойна. Нам перестают верить. Мы теряем авторитет. Мы перестаем верить в себя.

Чтобы избежать такого развития событий, нужно постоянно работать над собой. Вы должны честно взглянуть на свою лень и признать, что она есть, а затем настроить себя на достижение поставленных целей. Другими словами, вы должны дать себе мысленную установку на достижение целей и побудить себя к действию. Регулярно анализируйте ваши поступки и мысли. Когда вы занимаетесь самоанализом, вами управляет ваш истинный проводник - внутреннее «я».

Если вы ежедневно практикуете описанные в этой главе техники, то со временем обнаружите, что индивидуальное развитие перестало быть болезненным процессом, а становится наградой за труд.

Когда нам не удается быстро достичь цели или когда мы чувствуем, что нашу цель нельзя назвать «высокой», то часто подсознательно себя ругаем, обвиняем и наказываем. Деструктивное состояние ума провоцирует возникновение физических или ментальных проблем. Проблемы, сгенерированные нашим психическим состоянием, зачастую отражаются в нашей жизненной позиции, в отношениях с людьми и окружающим миром. Они препятствуют процессу духовной эволюции. К числу ментальных проблем, которые мешают нам настраивать себя на достижение целей, относятся равнодушие, нерешительность, беспокойство, желание откладывать дела и принятие решения со дня на день, постоянная потребность жаловаться, бездействие, отсутствие дисциплины. Всякий раз, обнаруживая в себе одно из таких качеств, противодействуйте им с помощью следующих мыслей и поступков:

  • Равнодушие: Такая позиция показывает, что мы не видим разницы между плохим и хорошим, не отличаем, что следует делать, а чего делать не следует. Чтобы избавиться от равнодушия, надо развивать проницательность, а для этого ищите везде и во всем только положительное начало.
  • Нерешительность: Не научившись принимать решения, мы никогда не поймем, что для нас хорошо, а что - плохо. Узнать, что для нас правильно и что влияет на нас положительно, можно только из непосредственного опыта. То есть нужно учиться принимать решения и действовать.
  • Беспокойство: Это эмоция, связанная со страхом. Страх и беспокойство возникают в результате неведения или отсутствия информации, а это лишает возможности быть во всеоружии. От беспокойства можно избавиться: 1) получив достаточную информацию перед началом любого действия; 2) практикуя и совершенствуя свое мастерство, чтобы чувствовать полную уверенность при выполнении поставленной задачи; 3) с самого начала поверив в собственные силы и в то дело, которым занимаетесь. Когда беспокойство разрастается до немыслимых пределов и становится неподконтрольным, доверьтесь провидению и высшей силе. Примите реальность такой, какая она есть. Помните, что вы - часть природы, а природа иногда бывает жестокой. Перестаньте себя терзать и мучить, а наоборот, расслабьтесь и плывите по течению. Этот период непременно закончится, но зато вы встретите утро нового дня свежим и обновленным.
  • Желание откладывать дела и принятие решений со дня на день: Это производная нерешительности и беспокойства. Если вы хотите избавиться от этого желания, скажите себе: «Не откладывай на завтра, начинай прямо сейчас». Чем раньше вы начнете действовать, тем скорее узнаете, что для вас хорошо, а что - плохо.
  • Постоянная потребность жаловаться: Она отравляет жизнь нам и окружающим нас людям, которые вынуждены выслушивать наши жалобы. Когда человек постоянно жалуется, это психическая болезнь, которая со временем обязательно перерастет в физическую. Мы перестанем жаловаться, когда проанализируем наши слабости и начнем работать над собой.
  • Бездействие: Бездействие бесполезно. Только действуя, можно добиться конкретных результатов и достичь целей.
  • Отсутствие дисциплины: Чтобы справиться с нашей слабостью, нужно проявить дисциплину. Без дисциплины мы останемся слабыми. Дисциплина подразумевает работоспособность, надежность и ответственность. У нас есть выбор: дисциплина - или зависть и сожаление по поводу упущенных возможностей и нереализованных целей.

Ментальные техники в Аштанга йоге…? Это же одна физуха, акробатика, прыгание – как только ни пытались окрестить аштангу те, кто её не практикует, – здесь нет даже пранаямы и медитаций. О какой работе с умом и сознанием может быть речь?

Но любой, кто остался верен методу, согласится, что не виртуозные выходы в стойку на руках и нереальные прогибы удержали его в Аштанге и мотивируют каждый день вставать на коврик, а нечто большее, тонкое, внутреннее, не лежащее на поверхности всей этой физухи. Кого-то почувствовал это буквально на первом занятии, кому-то понадобились месяцы, а то и годы попыток закрутить своё тело в одни и те же странные формы, но так или иначе взаимосвязь работы тела и ума, физического и психического в практике Аштанга йоги становится настолько очевидной и завораживающей, что уже не можешь остановиться, чтобы не продолжать её исследовать дальше. И на этом этапе чаще всего начинаются проблемы, причём похлеще, чем только 254-й день капотасаны (маричиасаны д, супта курмасаны…), сопровождаемый болью в спине (колене, шее…). На поверхность всплывают далеко не всегда приятные эмоции, мысли, модели поведения и образы. Кто-то бежит от них, заодно и от Аштанги, кто-то следует проверенному на опыте других наставлению: «Практикуй – и все придёт», дожидаясь, пока все само рассосётся, а кто-то предпочитает подходить и к этому аспекту практики осознанно, даже с научным подходом. Саша Смиркин, например, пошёл учиться на психофизиолога. Именно его наработки в этой сфере, помноженные на многолетний опыт личной практики и преподавания аштанга йоги привлекли внимание к его питерскому двухдневному семинару «Ментальные техники в аштанга йоге», прошедшему под лозунгом: «Надоела физуха?»

«Йога – это просто. Каждое утро вы встаете и делаете практику. Все остальное придёт автоматически», – Шарат Джойс прекрасно описал, как работает метод. Действительно, в аштанге вроде все просто: встаёшь на коврик, дышишь свободно и со звуком, выполняешь одну и ту же последовательность асан, но на самом деле столько всего происходит. Так и Саша: вроде просто говорит о работе с умом и эмоциями, но каждое его предложение наполнено таким глубоким смыслом, что после семинара остаётся больше вопросов, чем ответов на них, появляются новые противоречия, одна мысль цепляется за другую и порождает новую, как в предложенном нам ассоциативном тесте одни слова вызывают новые ассоциации и в результате остаётся единственное слово, которое и будет ключом к решению конкретной проблемы. Вопрос в том, как именно его использовать 🙂 Но это хорошая пища для размышлений, ведь ждать, когда все придёт, можно вечно, можно все же иногда напрягать мозги.

Йога ли это?

Может возникнуть вопрос, а стоит ли применять в практике аштанга йоги разные ментальные техники, тем более западные, которые не имеют к традиции никакого отношения. Здесь, мне кажется, уместно сравнение с изучением анатомии и использованием этих знаний при отстройке поз (ха-ха, опять сравнение с физухой – кажется, никуда от неё не деться, и не получится рассматривать психическую составляющую практики в отрыве от физической). Связь понимания прикладной анатомии и практики асан очевидна и не противоречит традиции, хотя ни Кришнамачарьи, ни Паттабхи Джойс в своих книгах не описывали работу каждой мышцы или сустава. И если возможность разобраться в себе и своей практике с помощью дополнительных ментальных техник вызывает противоречия, стоит последовать совету философа Рамануджи: изучать, читать, пока они не уйдут сами собой. Ну и при этом продолжать вставать на коврик 🙂

Дезадаптация

Освоение ментальных техник началось прямо на первом майсоре, особенно у тех, кто первый раз оказался в Здесь практикуют только Аштанга йогу, и, видимо, правильные энергии и тапас всей местной команды способствуют хорошей практике, но по утрам обычно настолько жарко, что с непривычки дыхательная система оказывается в колоссальном шоке, и на определённом этапе перестаёшь чувствовать разные части тела. Меня так не убивает даже практика в крымскую летнюю жару и в главной шале в Майсоре (я там постоянно оказывалась на подиуме прямо на сквозняке между дверью и окном). И вот уже третий раз сталкиваюсь с тем, что первый майсор в питерской шале – настоящее испытание: тело настолько становится мягким, что в капотасане, дропбэках, чакра бандхасане совсем не ощущаю, что делают ноги, а в пинча маюрасане или карандавасане руки как ватные. Саша называет это явление дезадаптацией.

В принципе, оно во всем сопровождает Аштанга йогу: в помещении тесно, душно, влажно, постоянно соприкасаешься с разными потными частями тела соседей по коврику, кто-то слишком громко дышит, пот струится рекой, дышать нечем… В общем, все сделано для того, чтобы выбросить человека из зоны комфорта и избавить его от привычных стереотипов о йоге. В здравом уме добровольно на это никогда не подпишешься. Но постепенно адаптируешься к таким условиям, раздражение и гнев сменяются на радость от нахождения в них, ум успокаивается, усиливается концентрация. Вот и Саша заметил, что на втором майсоре энергия в зале текла мягче и спокойнее. С дезадаптацией справились!

Мантры

Работа с мантрами – наиболее очевидная ментальная техника в йоге. Действительно, слово «мантра» (मन्त्र) состоит из корня «man» (разум; мысль; думать) и суффикса «tra» (орудие; защитный). Приблизительно перевести все это можно как «орудие разума» или «защита разума».

На семинаре Саша предложил несколько вариантов работы с мантрами в практике. Вначале, произнося знакомые молитву Ганеше и две шанти мантры, все мы на несколько минут перенеслись в главную шалу в Майсоре на класс чантинга. Этому способствовало и отменное произношение санскрита у Саши. Так мы задали правильный контекст и настрой на предстоящую работу на воркшопе – что при этом происходит, лучше Ричарда Фримана, на которого Саша ни раз ссылался на семинаре, видимо, под воздействием питерской Аштанга йога шалы, мало кто может выразить словами: . Самый правильный практический контекст, который может задать мантра, связан со смирением. Именно он приводит к лучшим результатам. Вспомним ещё одну цитату Шарата: «…тот, кто не хочет ничего, получает все».

Особо хочу отметить раздаточный материал с доступными пояснениями символизма мантр и их литературным переводом. Кстати, если кто ещё мало что знает об открывающей мантре Аштанга йоги, рекомендую ознакомиться с подробным исследованием Саши Смиркина о её истории, переводе и чантинге: http://www.ashtanga.moscow/p/blog-page_6.html . И ещё о чантинге «Ванде гурунам…» – наверное, вот оно, самое аутентичное исполнение: https://m.youtube.com/watch?v=gHQ6uftItik .

Произнесение мантры вызывает определённые вибрации в теле, которые влияют на вегетативную нервную систему и эмоциональное состояние. Саша не рекомендовал читать мантры непосредственно в асанах, что отвлекает от работы с дыханием. По его мнению, идеальными местами для этого в практике являются паузы после вдоха и выдоха при входе и выходе из асаны. Это не задержки дыхания, а именно естественным образом возникающие паузы, в эти моменты происходит самая важная работа в сознании, поэтому мантры могут помочь постичь более высокие цели йоги.

Как работать с мантрой в практике, мы рассмотрели на примере Сурья Намаскара. Мало того что выполняли его в уме, так ещё и после каждой виньясы повторяли строку из так называемой мантры Приветствия Солнцу из Ригведы. Настоящий взрыв мозга!

Метафоры, символизм, тексты и санскрит

Думаю, все согласятся, что порой одно образное выражение может помочь в освоении асаны больше, чем даже самая лучшая правка. «Воображение активно использовалось в традиции йоги для олицетворения идеализированных форм и качеств богов, богинь и героев, чтобы разрушить привычные шаблоны восприятия собственного тела и ощущений, необходимых при движении, нахождении и в характеристиках поз йоги. Практики олицетворения внесли вклад в эволюцию йоги, объединив тонкие и эзотерические учения в контексте повседневной реальности наличия тела. Глубокие инсайты, к которым возможно добраться благодаря воображению, помогут прийти к пониманию, как же жить на более практичном уровне, т.е. внедрить практику, традицию, линию преемственности и мифологию в «реальную» жизнь», – книга Ричарда Фримана и Мэри Тэйлор «Искусство виньясы» буквально на каждой странице пронизана метафорами для исследования тонкой анатомии. Но как же в очередной раз прав Фриман: «Хорошая метафора – редкость, как и выдающееся произведение искусства и инсайт».

Саша отсылает за их поиском к традиционным индийским писаниям, в частности, пуранам. Думаю, все запомнили символическое значение согнутой ноги во всех маричиасанах?

Но для лучшего понимания текстов все же необходим санскрит. На мое решение хотя бы немного освоить этот язык пару лет назад повлияла глава «Санскрит – священный язык йоги» из книги Грегора Маеле «Аштанга йога – средняя серия: мифология, анатомия и практика»: «…тонкое тело воспринимает санскрит и реагирует на него. Вы можете сколько угодно петь мантры на английском или любом другом языке, но они не окажут на тонкое тело никакого влияния. Используя информационно-технологическую аналогию, санскрит – язык программирования, на котором написана операционная система тонкого тела. Если вам необходимо его перепрограммировать, новые инструкции следует вводить именно на санскрите. Иначе вы будете общаться лишь со своим сознанием, что, конечно, может быть полезно, но далеко не столь действенно.»

Помимо такого мощного воздействия на тонкое тело, чтение писаний и мантр на языке оригинала приведёт к спонтанному возникновению различных ассоциаций, образов, пониманию смыслов, а также, возможно, по словам Саши, – к медитативному состоянию и пратьябхиджне, припоминанию истины.

Асаны как богослужение

В продолжении темы, чего бы ещё почитать для углубления практики, да и для поиска практических решений, Саша также советовал обратиться к тантре и писаниям традиции натхов, из которых можно многое почерпнуть для использования асаны как способа богослужения.

Под внешним богослужением он понимает в том числе создание сакрального места для практики. О внутренним богослужении опять же придётся читать тантрические писания и работы хатха йогов. Основной принцип здесь: нет ничего снаружи, чего бы не было внутри. То есть человек – своего рода Вселенная в миниатюре, все тело является проекцией материков, океанов, рек и т.п. Практикуя, мы представляем своё тело как алтарь, приносим его в жертву (несложно ей себя представить, особенно в капотасане или мостах). Но основной акт внутреннего богослужения в аштанга йоге – конечно же дыхание. С его помощью мы разжигаем внутренний сакральный огонь, Агни, а он, в свою очередь, уничтожает все загрязнения тела и ума, избавляя от самскар.

Идеомоторика

Богатое воображение пригодилось и при выполнении Приветствия Солнцу… в уме. Удивительно, что в теле возникают все те же ощущения, как и при реальном движении. Такая работа с воображением, когда выполняемое действие сначала помещаем в сознание, т.е. отчётливо представляем, как вращаем бедро, делаем прогиб и т.п., а потом в тело, называется идеомоторикой.

На своём опыте могу подтвердить, что эта техника отлично работает. Когда поняла, что мои руки слишком короткие, чтобы сделать захват даже в маричиасане А, а прогиб отсутствует вообще, оставалось надеяться только на воображение ) Помню, как отчётливо видела себя в этих асанах, причём образы были настолько яркими, что действительно ощущала себя в них. Прошло не так много времени – и вуаля, все пришло)

И как же без примера с капотасаной. В первый раз, когда я её попробовала сделать, меня в неё запихали, причём очень удачно. До этого мне никогда не было так комфортно в прогибе. Правда, потом отношения с капотасаной из-за травмы и слишком активной деятельности ума больше года были довольно тяжёлыми, но даже спустя три года я отчётливо помню не только место в зале на майсор-классе и то, что на мне было одето в тот день, но и все мельчайшие ощущения в теле при входе, нахождении и выходе из этой асаны. И этот образ удачной капотасаны не раз спасал меня в сложные дни практики.

Но воображение может сыграть злую шутку. Если выполнение асаны сопровождалось болью и страхом, то её мысленное представление вполне может привести к их реальному ощущению. Не хватало ещё боли от виртуальной практики асан!

По работе с воображаемыми движениями есть одно замечание в конце этого видео (

Сама мысль сначала открывается ясновидящему взгляду, как вибрация ментального тела; она может быть как простой, так и сложной. Если мысль сама по себе абсолютно проста, то наблюдается лишь одна частота колебаний, и только один тип ментальной материи подвергается сильному воздействию. Ментальное тело состоит из материи нескольких степеней плотности, которую мы обычно подразделяем по классам, соответствующим подпланам.


У каждого из них в свою очередь имеется много подразделений, и если мы можем условно разграничить степени плотности горизонтальными линиями, то другое деление, по качеству, можно обозначить, проведя линии, им перпендикулярные, Таким образом есть много разновидностей этой ментальной материи, и найдено, что каждая имеет свою собственную частоту колебаний, которая ей наиболее свойственна, так что она с готовностью отвечает на неё и стремится вернуться к ней так скоро, как только возможно, если бывает сбита с неё сильным порывом мысли или чувства.

Когда на человека обрушивается внезапная волна эмоции, то его астральное тело, например, приходит в состояние сильного возбуждения, и его собственные цвета на время почти затмеваются вспышками бордового, синего, или алого, что соответствует частоте колебаний, свойственной определённой эмоции. Это изменение лишь временное; оно проходит за несколько секунд, и астральное тело быстро восстанавливает своё обычное состояние. Однако каждая такая вспышка чувств производит и постоянный эффект — она всегда прибавляет немного своего оттенка к нормальной окраске астрального тела, так что всякий раз, когда человек уступает определённой эмоции, для него становится легче уступить ей снова, потому что для его астрального тела входит в привычку вибрировать с этой особой частотой.

Большинство человеческих мыслей, однако, не являются простыми. Абсолютно чистая любовь, конечно, существует; но мы очень часто находим её окрашенной гордостью или эгоизмом, ревностью или животной страстью. Это значит, что и в астральном, и ментальном телах появляются по меньшей мере две различных вибрации, а часто и более. Излучаемые колебания поэтому будут сложными, а результирующая мыслеформа продемонстрирует несколько цветов вместо одного.

Остановимся отдельно на каждой составляющей ментализма (ментальная магия):

Телепатия – это чтение и передача мыслей на расстоянии без посредства органов чувств.

Телекинез – воздействие на физические процессы без физических действий, движение предметами усилием воли.

Телеметрия – получение информации об объектах, предметах на расстоянии.

Телепортация – мгновенное перемещение живых и неживых предметов на определенное расстояние.

Пирокинез – воспламенение без участия сподручных средств.

Левитация – уменьшение веса одушевленного или неодушевленного предмета для парения в воздухе без посторонней помощи.

Гипноз – полное расслабление организма для принятия чужеродной информации. Воздействие на человеческий разум.

Ясновидение – предсказание будущего.

Экстросенсорика – сверхчувствительное восприятие не привычное для каждого человека.


Из всего этого мы можем сделать вывод, что ментальная магия – это вид магии, основан на разуме и воле человека, объединение силы мысли в идею, воплощение этой идеи в реальность. Достигается с помощью силы мысли и нашего желания. Наши мысли имеют силы для самореализации, они могут материализироваться, только надо научиться этому.

Маги в ментальной магии находятся на семи уровнях.

Первый уровень – Новичок ментальной магии. Менталика неразвита, но может быть предрасположенность к эстрасенсорике.

Второй уровень – Ученик ментальной магии. Принимает мысли, направленные на него, знает намерения животных, может передавать мысленные образы при визуальном контакте с ментальным магом.

Третий уровень – Подмастерье ментальной магии. Может общается с магом с помощью мысленной передачи (приема) информации вне зависимости от визуального контакта. На некоторое время может подчинить себе животного. При дальнейшем совершенствовании, может воздействовать на сознание человека, но при этом каждый человек воспринимает видения по-своему. Умеет читать незащищенные мысли, может взломать ментальную преграду, ментальный щит.

Четвертый уровень – Мастер ментальной магии. Может подчинить своей воле любое животное, может навязать свою волю человеку, склоненному к внушаемости. Есть возможность ставить ментальный щит на другого человека. Умеет считывать сны, иногда может вмешиваться во сны спящего человека. Открывается работа с памятью, может активировать давно забытые воспоминания. Со временем может дать продолжительное задание человеку, которое тот будет выполнять, но не более 7 дней. На более сильном уровне может отдавать приказы на расстоянии, может одновременно контролировать группу людей из трех человек, если это один человек, то под контролем он может находиться до одного года. Если навести ведение на местность, то люди в этой местности, будут воспринимать ее так, как внушит им маг.

Пятый уровень – Мастер высшего уровня. Есть возможность воспринимать отдельно эмоции разных людей, находящихся в одном месте. Читает мысли человека, находящиеся глубоко в подсознании. Чувствует эмоции любых людей. Есть возможность установить ментальную связь с любым человеком, с которым общался или хотя бы раз сталкивался взглядом – расстояние не более 100 км. Если собеседник близкий (друг, знакомый, родственник) — расстояние до 500 км. У мага появляется способность менять у людей воспоминания о событиях прошедшего месяца. Может приказывать нескольким людям, при этом приказы могут противоречить моральным принципам контролируемого.

Шестой уровень – Магистр ментальной магии. Идеальный контроль над человеком вне зависимости от расстояния и от внушаемости человека. Может преодолеть подсознательное сопротивление человека. Магистр, после внушения может оставить человека в вегетативном состоянии – «овощем». Одновременное контролирование группы людей из десяти человек.

Седьмой уровень – Архимаг ментальной магии. Самый высокий уровень. Маг такого уровня может подчинить себе целый город. Манипулировать людьми по своему желанию и внушать людям то, что он сам захочет.

Ментальная магия всегда зависит от воли и желания практикующего (или можно назвать его волшебником). По своему желанию он ослабляет, увеличивает или видоизменяет ментальное воздействие.

Человек – это продолжение Вселенной, в которой есть то, что мы имели когда-то, что имеем сейчас и что будем иметь в будущем. Мы посылаем энергию разума на выполнение физических действий. Мы своими мыслями можем менять свое будущее по своему усмотрению, но при этом мы сами несем ответственность за все происходящее в будущем.

На основе ментальной магии построены многие техники программирования на благосостояние, здоровье, любовь, удачу и т.д. Приведу один пример техники исполнения желания.

Первое, что надо сделать это точно и искренне сформулировать свое желание. Второй этап – это визуализация. Мысленно и ярко представьте себя в той ситуации, которая связана с вашим желанием. Если вы хотите автомобиль, представьте себя за рулем шикарного автомобиля, последней марки. Ощутите запах кожи на сидениях, как удобно и комфортно вам сидеть в этой машине, мысленно возьмите руль, ощутите, как легка ваша, да именно ВАША, машина в управлении. Она создана именно для вас. Запомните эти ощущения.

Делайте это в течении некоторого времени, утром и вечером, потом отпустите свою мысль. В этом процессе вы используете много космических сил, надо направить свою энергию на проявление, исполнение своего желания. Не поддавайтесь сомнениям и все у вас получится. И запомните, чем сильнее визуализация, чем ярче ваши мысли и чувства, тем больше ваши шансы на успех.

Не забывайте, что наши желания и мысли исполняются, прежде чем что-либо загадать, хорошо подумайте или вам действительно это надо.

Сейчас ментальная магия сильно развита в разных видах трюков, в показах фокусов. Это один из видов раздела развлекательной магии, которая заключается в демонстрации телепатии, левитации, телекинеза, ретроспекции и т.д. Не один раз приходилось видеть, как люди двигают предметы, не прикасаясь к ним, как гнутся ложки или ножи, без физического контакта, гипнотические сеансы, вождение в транс и много чего другого. И почему то сразу вспоминается фильм «Матрица».


Одни из самых ярких исполнителей ментальных фокусов – это Аль-Коран, Крескин, Ури Геллер.

Само понятие «магия» — это волевое приказание мысли осуществить задуманный результат. Мысль в человеческом мозгу, усиленная энергией создает умственную стихию психической энергии.

Мыслеобраз, так же, как и мыслеформа – материальны. Только материя эта более тонкого уровня. Через ментальный план можно считывать любую информацию, касающуюся нашего прошлого или будущего.

Уровень ментальной магии соответствует правильно сформулированному мыслеобразу, с последующим формированием мыслеформы. Мыслеформа, запущенная в астральный план, начинает его изменять по вашему желанию, по вашему спроектированному мыслеобразу..

Ментальный подход и ментальные технологии – это новаторский и глубокий подход изучения, понимания и влияния ментальности в самых разных сферах человеческой реальности. Это подход, обращенный к самым фундаментальным основаниям всего, что хотят, думают, чувствуют и делают люди, к основанию всего, что с ними происходит, всех решений и событий. Это технологии, позволяющие осуществить глубокое воздействие на все аспекты гуманитарной реальности, предполагающее ее качественное, содержательное изменение посредством коррекции смысловой матрицы, а также инсталляции новых идей и смыслов в качестве оснований любой осознанной активности и деятельности.

Ментальный подход (ментология) – это учение, теория о ментальности и универсальная логика операций мышления и совершения осмысленных действий, реализуемые носителем такого подхода и логики (ментологом), которые полагаются в качестве источника и основания всякого акта мышления, действия или реакции психики некоторого внутреннего основания (ментального убеждения, установки) в значимо большей степени, нежели любого внешнего обстоятельства. Эта логика ментальных оснований, формирующая глубокую осознанность всего происходящего всяким разумных субъектом. При этом полагается, что даже если основанием для реакций и действий субъекта являются известные внешние обстоятельства, то как факт, так и вид реакции на любые события предопределены уже предзаданным внутренним (ментальным) отношением к таким событиям из некоторого ментального основания.

Ментальный метод – это система операций мышления и действий, представленных разнообразными ментальными технологиями в практиках и техниках ментологов, выражающими логику ментального подхода (логика ментальных оснований). Метод предполагает выявление и представление субъекту ментального воздействия его ментальных содержаний (оснований, установок), являющихся латентным источником всех принимаемых решений, реализуемых действий и реакций на события. Суть метода состоит в проблематизации любого предъявляемого содержания мышления, проявлений психики и соматики в логике установления причинно-следственных связей и осознанной осмысленности, посредством предъявления серии проблематизирующих вопросов и суждений, в том числе – провоцирующего характера.

Ментальные технологии – это система ментальных практик и техник, применяемых ментологами, и направленных на создание условий, необходимых для поиска, обнаружения, представления и демонстрации (презентации) субъекту ментального воздействия при открытой работе, или без такового при закрытой работе ментальных оснований этого субъекта или иных субъектов, являющихся третьими лицами. Необходимыми условиями при этом являются создание специального пространства и времени, культурного и смыслового материала, инструментов психического воздействия, позволяющих реализовать операции принуждения к мышлению вообще и мышлению о ментальных основаниях в частности, при которых данность таких оснований субъекту становится возможной. Особое значение при этом имеет преодоление психического сопротивления субъекта в связи со страхом обнаружения травмирующих смыслов и предстоящих изменений.

Ментальная сфера (ментальное пространство, ментальное поле) – это часть или область, слой процессов мышления, содержания которых являются ментальными содержаниями. Признаком входа в ментальное поле являются суждения субъекта, в которых он переходит от высказывания рассуждения о себе и своих размышлениях, впечатлениях, переживаниях, экзистенциональных или психических или Физических состояниях к суждениям «вообще», не относящимся к нему лично, но предписывающим «должное» на его взгляд мышление или поведение. Такие суждения маскируются наличием явных или скрытых «кванторов всеобщности» (все, каждый, любой, должен, следует, естественно, обычно и прочих).

Ментальные практики (менторика) – это виды и формы ментальной работы ментологов, позволяющие обнаруживать, изучать и представлять субъекту ментальных воздействий его ментальное содержания и основания в ходе специальной персональной или групповой коммуникации. Ментальная работа и ментальные воздействия могут быть реализованы в формах лекций, бесед, семинаров, мастерских, консультаций, коучинга, курсов, школ, мастер-классов и других, а также посредством соответствующих текстов или иных средств выражения необходимых идей, смыслов и образов.

Ментальные практики могут быть реализованы в следующих основных видах:
1) открытый частный и общий менторинг – как выявление, презентация и коррекция ментальных оснований с соответствующей отстройкой взаимосвязей в ментальной матрице и коррекцией поведения
2) открытое личное менторство – как последовательное формирующее и форматирующее, воспитывающее педагогическое воздействие на ментальные основания с соответствующей отстройкой повседневной жизненной практики
3) закрытый частный и общий менталинг – как скрытая система глубокого воздействия на ментальные основания, форматирование смысловых матриц, инсталляция и деинсталляция идей и смыслов, установок и убеждений с соответствующей отстройкой жизненной практики.

Ментальные техники – это набор практических операций и приемов ментолога, применяемых в менторике с целью прояснения, изучения и коррекции проблемных ментальных содержаний мышления (ментальных установок и ментальных проблем).

Ментальные содержания в мышлении могут быть определены следующим образом:
1) ментальный контекст – некоторое широкое смысловое поле, локализованное одной актуальной тематизацией;
2) ментальный контент – некоторое конкретное содержание мышления внутри действующего ментального контекста;
3) ментальная установка – некоторое ментальное основание, определяющее актуальный ментальный контент.

Управляющими ментальными контекстами, контентами и установками являются такие ментальные содержания, которые представляют собой реальные источники и основания в мышлении субъекта, определяющие посредством его убеждений, ценностей, принципов содержание субъективного мышления и поведения. Управляющие ментальные содержания могут быть при этом как позитивными, так и негативными, в том числе – проблемными.

Проблемными ментальными содержаниями (контекстами, контентами, установками) считаются такие, которые порождают проблемное или ошибочное, противоречивое мышление и поведение субъекта, признаваемые им самим в качестве таковых, и которые в этой связи он хочет заменить, осознавая ограничения жизненных практик, которые ему создаются такими содержаниями.

Ментальными проблемами в общем случае называются любые проблемы, имеющие ментальное содержание (проблемы в ментальности и с ментальностью, в ментальных основаниях). В частном случае выделяется четыре типа процессных ментальных проблем:
1) фактическое полное или частичное отсутствие требуемого и необходимого субъекту конкретного содержания мышления;
2) экзистенциальное и/или интеллектуальное непринятие конкретного содержания собственного мышления;
3) отсутствие необходимых для решения конкретной мыслительной задачиспособов или навыков мыслительной деятельности;
4) несоответствие конкретного содержания мышления тем средствам и способам мышления, которыми производится это содержание.