Иконография святых. Иконография святых Иконы с изображениями ветхозаветных пророков

В иконостасе обычно три двери (врата), ведущие в алтарь: посредине иконостаса, прямо перед престолом - Царские врата, слева от Царских врат (по отношению к находящимся перед иконостасом) - Северные врата, справа - Южные.

Боковые врата иконостаса называются дьяконскими дверями. Царские врата принято открывать только во время богослужения (в русском богослужении только в определенные моменты). Через них могут проходить только священнослужители, совершая положенные богослужебные действия. Дьяконские двери могут в любое время использоваться для простого (не имеющего символического смысла) входа и выхода из алтаря. Также через них могут при необходимости проходить члены церковного причта (помогающие священнослужителям при совершении службы).

Сюжеты икон в иконостасе и их порядок имеют определенные сложившиеся традиции. Иконографический состав иконостаса выражает содержание и смысл происходящего в храме богослужения. Однако некоторые из сюжетов могут заменяться или варьироваться, что вызвано историческим развитием иконостаса и наличием местных особенностей. Наиболее распространенный состав русского иконостаса следующий:

Нижний ряд (или по-другому «чин») - местный

В нём располагаются Царские врата с изображением на двух створках Благовещения и четырёх евангелистов. Иногда изображается только Благовещение (фигуры Архангела Гавриила и Богоматери в рост). Встречаются ростовые изображения святителей, чаще всего составителей литургии - Иоанна Златоуста и Василия Великого. Обрамление Царских врат (столбики и венчающая сень) могут иметь изображения святителей, диаконов, а сверху икону Евхаристии - Причащения апостолов Христом. Справа от Царских врат икона Спасителя, слева - икона Богоматери, изредка заменяемые на иконы господских и богородичных праздников. Справа от иконы Спасителя обычно находится храмовая икона, то есть икона того праздника или святого, в честь которого освящен данный храм.

Lotusalp , GNU 1.2

На дьяконских дверях чаще всего изображены архангелы Гавриил и Михаил, иногда святые архидиаконы Стефан и Лаврентий, могут изображаться ветхозаветные пророки или первосвященники (Моисей и Аарон, Мелхиседек, Даниил), бывает изображение благоразумного разбойника, редко другие святые или святители.

неизвестен , Public Domain

Встречаются дьяконские двери с многофигурными сценами на сюжеты книги Бытия, рая и сцены со сложным догматическим содержанием. Остальные иконы в местном ряду могут быть любые. Это определяется желанием самих создателей иконостаса. Как правило, это местночтимые иконы. Из-за этого ряд и назван местным.

Второй ряд - деисус, или деисусный чин

(В иконостасах позднее середины XVII века, а также во многих современных иконостасах вместо деисусного чина над местным рядом помещается праздничный чин икон, ранее всегда располагавшийся третьим. Это вероятно вызвано мелким масштабом изображений на многофигурных праздниках, которые на большой высоте хуже видны. Однако это перемещение нарушает смысловую последовательность всего иконостаса.)

неизвестен , Public Domain

Деисусный чин - главный ряд иконостаса, с которого началось его формирование. Слово «деисис» в переводе с греческого означает «моление». В центре деисуса всегда икона Христа. Чаще всего это «Спас в силах» или «Спас на престоле», в случае поясного изображения - Христос Пантократор (Вседержитель). Редко встречаются оплечные или даже оглавные изображения. Справа и слева иконы предстоящих и молящихся Христу: слева - Богоматери, справа - Иоанна Предтечи, далее архангелов Михаила (слева) и Гавриила (справа), апостолов Петра и Павла. При большем количестве икон состав деисуса может быть разным. Либо изображаются святители, мученики, преподобные и любые святые, угодные заказчику, либо изображаются все 12 апостолов. Края деисуса могут быть фланкированы иконами столпников. Изображенные на иконах деисуса святые должны быть повернуты в три четверти оборота ко Христу, так что они показаны молящимися Спасителю.

Третий ряд - праздничный

В нём помещаются иконы основных событий Евангельской истории, то есть двунадесятых праздников. Праздничный ряд, как правило, содержит иконы Распятия и Воскресения Христа («Сошествие во ад»). Обычно включается икона Воскрешения Лазаря. В более расширенном варианте могут включаться иконы страстей Христовых, Тайной вечери (иногда даже Евхаристия, как над Царскими вратами) и иконы связанные с Воскресением - «Жены мироносицы у гроба», «Уверение Фомы». Заканчивается ряд иконой Успения.

Андрей Рублев и Даниил , Public Domain

Иногда в ряду отсутствуют праздники Рождества Богоматери и Введения во храм, оставляя больше места иконам страстей и Воскресения. Позднее в ряд стала включаться икона «Воздвижение Креста». В случае, если в храме несколько приделов, в боковых иконостасах праздничный ряд может варьироваться и сокращаться. Например, изображаются только евангельские чтения в недели после Пасхи.

Четвертый ряд - пророческий

В нём помещены иконы ветхозаветных пророков со свитками в руках, где написаны цитаты их пророчеств. Здесь изображаются не только авторы пророческих книг, но и цари Давид, Соломон, Илья пророк и другие люди, связанные с предвестием рождения Христа. Иногда в руках у пророков изображаются приводимые ими символы и атрибуты их пророчеств (например, у Даниила - камень, самостоятельно оторвавшийся от горы как образ Христа родившегося от Девы, у Гедеона орошенное росою руно, серп у Захарии, у Иезекииля затворенные врата храма).

неизвестен , Public Domain

В центре ряда обычно икона Богоматери Знамение, «заключающая в лоне Своем образ родившагося от Нея Сына», или Богоматерь с Младенцем на престоле (в зависимости от того, поясные или ростовые изображения пророков). Однако есть ранние примеры пророческих рядов без иконы Богоматери. Количество изображаемых пророков может варьироваться в зависимости от размеров ряда.

Пятый ряд - праотеческий

В нём располагаются иконы ветхозаветных святых, в основном предков Христа, в том числе первых людей - Адама, Евы, Авеля. Центральная икона ряда - «Отечество» или позднее так называемая «Троица Новозаветная». Существуют серьёзные возражения против возможности употребления этих иконографий в православной иконописи. В частности они были категорически запрещены Большим Московским собором 1666-1667 гг. Возражения основываются на невозможности изображения Бога Отца, попытка которого прямо делается в образе Ветхого Деньми (Днями) (в древности Ветхий Деньми был изображением только Христа, грядущего воплотиться).

anonimus , Public Domain

Ещё одним доводом в пользу отказа от этих двух икон является искаженное в них представление о Троице. Именно поэтому в некоторых современных иконостасах центральным образом праотеческого ряда сделана икона «Троица Ветхозаветная», то есть изображение явления трех Ангелов Аврааму. Самым предпочтительным иконографическим изводом «Троицы» признается икона Андрея Рублева. Однако изображение «Отечества» и «Троицы Новозаветной» получили сильное распространение и до сих пор употребляются в иконописи.

Завершение

Завершается иконостас крестом или иконой Распятия (также в форме креста). Иногда по сторонам креста ставятся иконы предстоящих, как на обычной иконе Распятия: Богоматерь, Иоанн Богослов и даже иногда жены-мироносицы и сотник Лонгин.

Дополнительные ряды

В конце XVII века иконостасы могли иметь шестой и седьмой ряд икон:

  • Страсти апостольские - изображение мученической кончины 12 апостолов.
  • Страсти Христовы - подробное изложение всей истории осуждения и распятия Христа.

Эти дополнительные ряды икон не включаются в богословскую программу классического четырёх-пятиярусного иконостаса. Они появились под влиянием украинского искусства, где данные сюжеты были очень распространены.

Кроме того, в самом низу на уровне пола под местным рядом в это время помещались изображения дохристианских языческих философов и сивилл, с цитатами из их сочинений, в которых усматривались пророчества о Христе. Согласно христианскому миропониманию, они хотя и не знали Христа, но стремились к познанию истины и могли неосознанно дать пророчество о Христе.

Начиная разговор о пророческом служении - а оно буквально пронизывает весь Ветхий Завет, то есть всю историю рода человеческого от момента творения до явления в мир Единородного Сына Божия, - следует сразу сказать, что при всем многообразии этого служения, при всем многообразии истин, открытых через них Богом, все пророки возвещали об одном - о спасении. Апостол Петр говорит об этом так: К сему-то спасению относились изыскания и исследования пророков, которые предсказывали о назначенной вам благодати, исследывая, на которое и на какое время указывал сущий в них Дух Христов, когда Он предвозвещал Христовы страдания и последующую за ними славу. Им открыто было, что не им самим, а нам служило то, что ныне проповедано вам благовествовавшими Духом Святым, посланным с небес, во что желают проникнуть Ангелы (1 Пет. 1:10–12). Это общее для них свойство нашло отражение и в иконографии, которая представлена большим и разнообразным количеством памятников, древнейшие из которых относятся к VI в. (мозаики церкви Сант Аполлинаре Нуово в Равенне). Церковное почитание их началось еще раньше, уже в эпоху равноапостольных Константина и Елены, когда в Константинополь были перенесены мощи некоторых пророков. Но формирование иконографии относится к периоду более позднему - к XI-XII вв.

К этому времени относятся все знаменитые памятники, в которых можно найти изображение пророков, говоривших в назидание, увещание и утешение (1 Кор. 14:3) - мозаики и фрески Осиос Лукас в Фокиде (1030-1040 гг.), Софийского собора в Киеве (того же времени); мозаики монастыря Неа Мони на о. Хиос и церкви Успения Богородицы в Нике (середина XI в.), каппадокийские мозаики храмов Эльмали Килисе и Каранлик Килисе в Гереме, мозаики собора монастыря Дафни в окрестностях Афин, росписи монастыря Велюса в Македонии (конец XI в.), мозаики собора Сан Марко в Венеции (начало XII в.), мозаики собора в Монреале (Сицилия, XII в.) и другие.

Толкования на книги пророков принадлежат преподобному Ефрему Сирину, святителю Кириллу Александрийскому, блажному Феодориту Киррскому; памятники гимнографии - святителю Герману Константинопольскому, преподобным Иоанну Дамаскину и Феофану Исповеднику.

Первое упоминание пророческого служения в Священном Писании касается Авраама - Господь во сне говорит о нем Авимелеху, царю Герарскому:он пророк и помолится о тебе, и ты будешь жив(Быт. 20:7).

Но православная традиция начинает счет пророков с Боговидца Моисея - он больше, чем пророк:Господь сказал Моисею: смотри, Я поставил тебя Богом фараону, а Аарон, брат твой, будет твоим пророком (Исх. 7:1); И не было более у Израиля пророка такого, как Моисей, которого Господь знал лицем к лицу, по всем знамениям и чудесам, которые послал его Господь сделать в земле Египетской над фараоном и над всеми рабами его и над всею землею его, и по руке сильной и по великим чудесам, которые Моисей совершил пред глазами всего Израиля (Втор. 34:10–12).

Иконописные подлинники дают такое описание внешности пророка Моисея: «Великий старец 120 лет, еврейского типа, благонравный, кроткий. Плешив, со средней величины бородой прядями, очень красив собою, телом мужествен и силен. Носил нижний хитон синего цвета, с разрезом спереди и подпоясанный (ср.: Исх. 39:12 и след.); сверху - ефод,т. е. длинное полотно с прорезом посредине для головы; на голове - покрывало, на ногах - сапоги. В руках у него - жезл и две скрижали с 10 заповедями». Наряду со скрижалями изображали и свиток с надписью: «Кто есмь аз, яко да пойду к фараону царю египетскому, и яко да изведу сыны израилевы от земли египетския» (Исх. 3:11). Иногда приводится другой текст: «Помощник и покровитель бысть мне во спасение; Сей мой Бог и прославлю Его, Бог Отца моего и вознесу Его» (Исх. 15:1). Существует традиция изображать пророка еще достаточно молодым («средовеком»): это иконы с изображением пророка при Купине неопалимой, изувающим сапоги от ног своих (Исх. 3:5), или получающим от Господа скрижали.

Следует отметить одну важнейшую грань пророческих речений - об этом свт. Андрей Критский в своем Слове на Рождество Пресвятой Богородицы говорит так: «нет ни одного места во всем Богодухновенном Писании, где бы внимательный исследователь не увидел разных, повсюду рассеянных указаний на Божию Матерь». Святитель Григорий Нисский говорил, что уже пророк Моисей в видении неопалимой купины - горевшего, но не сгоравшего куста, «предузнал тайну» будущего материнства и девства Божией Матери (Исх. 3:2). Свт. Андрей Критский в указанном выше творении приводит перечень ветхозаветных прообразов Божией Матери: «Сколь величественными именами Она украшена, и как выразительно во многих местах Писания показана. Так, желая говорить о Ней, оно именует Ее Девой, Отроковицей, Пророчицей, далее - Брачным Чертогом, Домом Божиим, Храмом Святым, Второй Скинией, Святой Трапезой, Жертвенником, Очистилищем, Златой Кадильницей, Святым Святых, Херувимом славы, Златой Стамной, Ковчегом Завета, Иерейским Жезлом, Царским Скипетром, Диадимой Красоты, Сосудом с миром помазания, Алавастром, Свещником, Курением, Светильником, Светильницей, Колесницей, Купиной, Камнем, Землей, Раем, Страной, Нивой, Источником, Агницей…»

Одно из ранних пророчеств о Рождестве Христовом принадлежит пророку Валааму (книга Чисел), но более и яснее всего тема эта раскрыта Исаией, которого даже называют ветхозаветным Евангелистом. Именно ему принадлежат слова о рождении Христа от Девы: Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве примет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Эммануил, что значит: с нами Бог (Ис. 7:14).

Далее (Ис. 8) в своих пророчествах Исаия подробно говорит о чудесном Младенце, который родится от Девы: Разумейте народы и покоритесь: Ибо с нами Бог… Младенец родился нам - Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут Имя Ему: Чудный, Советник, Бог Крепкий, Отец вечности, Князь мира.

Великими принято именовать пророков Исаию, Иеремию, Иезекииля и Даниила. Кроме них Ветхий Завет содержит еще 12 книг малых пророков - так они называются потому, что их книги сравнительно небольшие, имеют лишь несколько глав. Но говорят они о вещах чрезвычайно важных. Так, пророк Михей записал известное пророчество о Вифлееме, которое цитировали иудейские книжники, когда царь Ирод спросил их, где должен родиться Христос. И ты,Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? Из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле, и Которого происхождение изначала, от дней вечных (Мих. 5:2).

С появлением и развитием высокого иконостаса, примерно с XV в., в его состав вошел т. н. пророческий ряд. Первоначально в центре его помещали пророков Давида и Соломона, с XVI в. - образ Богоматери «Знамение». До XVI в. пророков изображали поясными, позднее - в полный рост. Богоматерь писали сидящей на престоле с Младенцем Христом на коленях. Конечно, появление в иконостасе целого чина пророков (равно как и упоминание чина пророческого в 8-м члене Символа веры, установленное отцами II Вселенского Собора) - несомненное свидетельство того, что Церковь видела в пророческом служении не только историческое явление, но и непреложный компонент спасения человека в Церкви. Исторически понятие пророческого служения претерпевало изменения, но важность этого призвания не вызывала сомнений.

Центральное место в пророческих рядах иконостаса в ранний период Давид мог занимать потому, что из числа пророков именно ему выпала честь быть в числе предков по плоти Того, Кто именуется Жезлом от корня Иессеева. Вот как описывает его иконописный подлинник: «типом еврей Палестины, среднего роста старец с седой окладистой вьющейся бородой; одежда - хитон и мантия, на голове венец; подписано: «профит Давид». Надписи на свитке: «Слыши Дщи и виждь и приклони ухо Твое, и забуди люди Твоя и дом отца Твоего» (Пс. 44:11) - паремия на Рождество Богоматери и Введение во храм. В других памятниках монументальной живописи встречаются тексты: «Из уст младенец и сущих совершил еси хвалу» (Пс. 8:3 - Сан Марко, Венеция, XII в.); «Воцарися Бог над языки» (Пс. 46:9 - монастырь св. Неофита, Кипр, XII в.); «Бог же Царь наш прежде века содела спасение посреде земли» (Пс. 73:12 - там же); «Снидет яко дождь на руно» (Пс. 71:6 - Палатинская капелла в Палермо; середина XII в.); «Господь с небесе на землю призре» (Пс. 101:20 - монастырь Дафни, около 1100 г.). Этим набор цитируемых текстов не исчерпывается; иконописный подлинник дает варианты: «Блажен муж, иже не идее на совет нечестивых; или: Вся языцы восплещите руками» или «Предзрех Господа предо мною», или «Воскресни, Господи, в покой Твой, Ты и кивот святыни Твоея…»

Давид - второй царь израильский, создатель могущественного государства, жил в конце XI - начале X вв. до Р. Х. История Давида изложена в 1 и 2 книгах Царств. Давиду Священное Предание усвояет авторство Псалтири; он поставил Скинию на горе Сион в Иерусалиме и перенес туда Ковчег Завета (2 Цар. 6:1–17). В сознании последующих поколений еврейского народа с его личностью и потомством связывались эсхатологические представления о идеальном царстве «будущего века» и о помазаннике Божием из рода Давидова - Мессии, который спасет народ избранный и воссядет на престоле этого царства. Максимально полное раскрытие и развитие эти представления получили в пророчествах Исаии. Христианские авторы, начиная с евангелистов, прямо связывают образ царя Давида с Христом. В Евангелии от Матфея представлено родословие Христа по Иосифу, обручнику Девы Марии, восходящее к отцу Давида Иессею, - «древо Иессеево» (Мф. 1:1–17). К Давиду восходит и родство Самой Марии, о чем сообщает апокрифическое Протоевангелие Иакова (глава 10). Христос именуется сыном Давидовым (Мф. 1:1). К сонму пророков Давид причисляется как личность, прообразующая Христа, и как автор Псалтири.

Как мудрец и пророк, Давид появляется в ранних иллюстрированных рукописях Псалтири, где его изображали между аллегорическими фигурами Премудрости и Пророчества; такова, например, миниатюра из Псалтири Х в. из Национальной библиотеки в Париже. Над-писание «пророк» сопровождает многие изображения царя Давида в миниатюрах иллюстрированных псалтирей IX в. В книжной миниатюре существуют два основных типа иконографии Давида: юноши-пастухас музыкальным инструментом или пращой, и другой - царя и псалмопевца, средовека или старца; атрибутами являются либо музыкальный инструмент - псалтирь, либо пророческий свиток. Изображение Давида-царя, увенчанного короной, в составе пророческого чина появляется не позднее VI в. Погрудное изображение царя Давида, занимающее центральное положение в группе пророков, можно видеть в мозаике апсиды базилики святой Екатерины на Синае 551/552 г. Оно расположено в центре пояса медальонов, непосредственно над фигурой Иисуса Христа в сюжете Преображения. Такое расположение фигуры Давида указывает на его выдающееся значение, здесь он является своего рода замковым камнем, связующим всех пророков, и великих и малых, в единый лик или чин.

В послеиконоборческий период фигура Давида в царском облачении с развернутым свитком в руках регулярно включается в число изображений пророков, занимающих верхние зоны росписей храмов. Таковы фрески каппадокийских храмов Каранлик Килисе и Эльмали Килисе в Гереме XI в., мозаики Дафни, около 1100 г.

В пророческом чине также изображают пророка Соломона - обычно молодым, безбородым, голова его обращена в сторону царя Давида. В левой руке развернутый свиток с текстом пророчества: «Премудрость созда себе храм и утверди столп седмь и посла своя (рабы)» (Притч. 9:1). Текст представляет собой паремию, читаемую на праздники Благовещения и Рождества Пресвятой Богородицы, Ее Успения, а также на Воскрешение Лазаря. Иной текст находим в мозаике Дафни: «Господи Боже Израилев, несть якоже Ты Бог на небеси горе и на земли низу» (3 Цар. 8:23). В памятниках XI-XII вв. встречаются цитаты и из других источников: «Сыне, храни законы отца твоего» (Притч. 6:20 - Чефалу, Сицилия, XII в.); «Сын премудрый веселит отца» (Притч. 10:1); «Отрока Господня себе именует» (Прем. 2:13 - Монреале, Сицилия). Сын Давидов и строитель храма, с которым христианская мысль ассоциировала образ земной Церкви, созданной Христом - Премудростью Божией. Соломон предстает как прообраз Христа.

Как изображали четырех великих пророков?

Пророк Исаия, по иконописному подлиннику, «типа еврейского, из царского рода, старец 126 лет с седыми волосами, широкой, окладистой, но не длинной бородой; одежда его - одно волосяное вретище (т. е. как бы мешок с прорезями для рук и головы, который надевался на голое тело); на ногах сандалии; правая рука сложена в именословном благословении; в левой свиток с надписью: «Се Дева во чреве зачнет и родит Сына и нарекут имя Ему Еммануил», еже есть сказаемо «с нами Бог» (Ис. 7:14; Мф. 1:23). Текст свитка - паремия на Рождество Христово. Аналогичный текст на свитке Исаии в росписях храмов в Гереме (Каппадокия, XI в.), мозаики Палатинской капеллы в Палермо (середина XII в.), Мартораны, Монреале (оба - середина XII в.). Иные тексты встречаются в мозаиках монастыря Дафни: «воссияет Бог в совете со славою на земли» (Ис. 4:2); в Сан Клементе (Рим, около 1128 г.): «Видех Господа седяща на престоле высоце» (Ис. 6:1); в монастыре Иоанна Златоуста на Кипре (конец XI в.): «Воскреснут мертвии и восстанут иже во гробех» (Ис. 26:19); в монастыре св. Неофита на Кипре, в слое росписи конца XII в.: «Той же язвен бысть за грехи наша» (Ис. 53:5). Пророк Исаия - первый из четырех великих пророков, чьи писания оказали огромное влияние на православную богословскую мысль. Библейское предание отводит ему место в истории Иудейского царства VIII в. до Р. Х. Исаии в храме является Господь Саваоф в окружении серафимов (Ис. 6:1–7), он предсказывает рождение Сына Божьего - Эммануила от Девы (Ис. 7:14). Согласно его пророчеству, Эмманиул - Мессия, родословие которого восходит к Иессею, отцу царя Давида (Ис. 11:1), Своими страданиями искупит грехи народа избранного (Ис. 53–56), чтобы после Суда воцариться в обновленном мире. Толкования на книги Исаии писали святители Василий Великий, Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский, преподобный Ефрем Сирин, блаженный Иероним Стридонский. Память Исайи в древних синаксарях отмечается 9 мая; в этот день празднование ему происходило в церкви святого Лаврентия близ Влахерн, где хранились мощи пророка. Они были перенесены в Константинополь при императрице Пульхерии между 443–457 гг., а затем был построен и особый храм в честь пророка.

Пророк Иеремия: «Облик средовека, а не старца, с темными волосами, крупными прядями падающими на левое плечо. Борода округлая, не длинная, подчеркивающая вытянутые пропорции лица». Правая рука сложена в именословном перстосложении, в левой свиток с надписью: «Се Бог наш, и не приложится ин к Нему», по Синодальному переводу: «Сей есть Бог наш, и никто другой не сравнится с Ним» (Вар. 3:36), то есть «Се Бог наш, и нет Бога иного» - исповедание веры в Единого Бога и в утверждении идеи нерушимости Его союза с народом избранным. Память пророка совершается 1 мая. В стихирах и каноне Иеремии Богоявленному содержится немало подробных биографических сведений, ведь сам пророк больше, чем кто-либо другой из пророков-писателей, сообщил о себе, а собиратель его речений (видимо, это был пророк Варух) присоединил к ним биографические разделы. Второй из четырех великих пророков Иеремия родился в середине VII в. до Р.Х., побит камнями в 585 г. Помимо книги его пророчеств, Ветхий Завет содержит книгу Плач Иеремии. В свитках, которые держит пророк, часто читаются слова из книги пророка Варуха, который был другом и писцом Иеремии, записывавшим откровения пророка во время пребывания Иеремии в темнице. Основная направленность пророчеств Иеремии и Варуха связана с обличением неправедности народа Израилева и с призывом к восстановлению его былого благочестия и святости через принесение жертвы искупления и заключения Нового Завета с Господом (Иер. 30–32). В отличие от других пророков - Исаии, Иезекииля, Малахии, - Иеремия изображен в виде могучего средовека с темными волосами на голове и бороде, с суровыми и резкими чертами лица.

Пророка Иезекииля изображают седовласым старцем, похожим на Исаию; к числу особенностей его изображения можно отнести чуть более удлиненную и более заостренную на конце форму бороды. В левой руке свиток: «Дверь та затворена есть, еюже никтоже не имать пройти» (Иез. 44:2). Текст свитка - паремия на праздники Рождества и Введения во храм Пресвятой Богородицы. В современной редакции: Сия врата заключенна будут, и не отверзутся, и никтоже пройдет ими. Аналогичный текст на свитке Иезекииля находим в мозаике собора Сан Марко (около 1230 г.). Из других текстов назовем: «И постави мя Господь среде поля; се же бяше полно костей человеческих» (Иез. 37:1) в росписи Токали Килисе в Гереме (Каппадокия, Х в.); «Сия глаголет Адонаи Господь: се, Аз отверзу гробы ваша и изведу вас от гроб ваших» (Иез. 37:12) в росписи монастыря Коутсовендис на Кипре (конец XI в.). Встречаются также тексты пророчеств, заимствованных из книг Исаии и Варуха: «Видех Господа седяща на престоле высоце» (Ис. 6:1) - мозаики Монреале, Сицилия (после 1183 г.); «Сей Бог наш, не вменится ин к Нему» (Вар. 3:36) - мозаики Палатинской капеллы в Палермо, Сицилия (1140-е гг.).

Пророк Даниил на иконах всегда юный, безбородый; в руке у него свиток, а на голове маленькая шапочка - это устойчивый элемент его иконографии. Короткая туника, плащ, украшенный орбикулами - знаками высокого социального положения, приближенности к царю; полы плаща, украшенного по краям жемчугом и драгоценностями, скреплены фибулой. Штаны, высокие сапоги. Надпись: «Аз Даниил видех дондеже престоли поставишася и Ветхий денми седе; престол Его огнен; колеса Его огнь палящ» (Дан. 7:9). Другой текст: «Се, аки подобие Сына Человеча прикоснуся устнам моим» (Дан. 10:16). Имя Даниил означает «Судья Божий», «открывающий волю Божию». В книге пророка Даниила он именуется Валтасар (Дан. 1:1–4).

Изображения малых пророков известны и по миниатюрам рукописей, и по храмовому убранству.

Пророка Аввакума изображают безбородым юношей в плаще; правой рукой он двуперстно благословляет, а в левой руке держит перед собой свиток с надписью: «Бог от юга придет и святый от горы приосененныя чащи; покры небеса добродетель Его, и хваления Его исполнь земля» (Авв. 3:3). В качестве паремийного чтения этот текст не фигурирует, но использован в тексте ирмоса 4-й песни Рождественского канона. Аналогичный текст на свитке пророка имеется в мозаике собора Сан Марко в Венеции (XII в.) В мозаике Дафни (около 1100 г.), и Монреале в Сицилии (после 1183 г.) на свитке пророка Аввакума приведен текст предыдущего стиха: «Господи, услышах слух Твой и убояхся» (Авв. 3:1). А в Эльмали Килисе в Гереме (Каппадокия XI в.) - текст из книги пророка Иеремии: «Еда Бог близ сущий Аз есмь, рече Господь, а не Бог издалеча» (Иер.23:23).

Седовласым старцем было принято изображать другого малого пророка - Малахию. На его свитке встречается надпись: «Се грядет Сам Господь Вседержитель, и кто стерпит день исхода (пришествия) Его» (Мал. 3:1–2); это паремия на день Усекновения главы Иоанна Предтечи - 29 августа. Таков текст на мозаике собора Сан Марко (Венеция, XII в.), а также в мозаиках Дафни (около 1100 г.), в росписи Кранлик Килисе в Гереме (XI в.), в мозаиках Монреале (Сицилия, после 1183 г.). Малахия - последний из малых пророков в порядке расположения библейских книг.

Приведем краткие описания из иконописного подлинника других пророков, память которых совершается в преддверии Рождества Христова: «Месяца декембрия в день 1. Святаго пророка Наума, иже предвари Рождество Христово лет за 558, поживе лет 45, образом кругловат, и браду имея окружену, аки Ионы пророка, лице сухо, власы просты, риза багряная с дичью, испод лазорь, в левой руке свиток, а в нем написано: Горы потрясошася, тогда и холмы поколебашася, и ужасеся земля от лица Его вселенная и вся живущии на ней. Инде пишет: Наум образом яко Иоанн Богослов.

В день 3. Святаго пророка Софония, предвари Рождество Христово за 600 лет; подобием сед, главою плешат, брада на конец мало разсохата, аки Илии пророка, ризы пророческия, верхняя багряная красноватая, испод лазорь, в левой руке свиток, а в нем написано: Радуйся зело, дщи Сионова, проповедуй дщи Иерусалимова, веселися и преукрашайся от всего сердца твоего, дщи Иерусалимля: отъят Господь неправды Твоя, избавил тя есть из руки враг твоих. Бяше же подобен святому Иоанну Богослову, малу имеяй браду и окружено лице.

В день 9. Святыя пророчицы Анны, матери Самуила пророка; подобием аки средовека, ризы как у пророчицы, верхняя киноварь, исподняя лазорь, в руке свиток, а в нем написано: Утвердися сердце мое о Господе, вознесеся рог мой о Бозе моем, разширишася уста моя на враги моя, возвеселихся о спасении Твоем.

В день 16. Святаго пророка Аггея, предвари Рождество Христово лет 470; подобием сед, плешив, брада кругловата, риза пророческая, санкирь с белил, испод лазорь, в руке свиток, а в нем написано: Сице глаголет Господь Вседержитель: положите сердца ваша в пути вашем, созиждете Ми храм и благословлю жити в нем и прославлюся. В Минеи и в Прологе пишет: бяше же плешив и стар, окружену имея браду и образом честен».

В Ярославском художественном музее имеется икона первой половины XVI в., изображающая пророков Иону и Гедеона (она входила в состав пророческого ряда). Представляет интерес изображение Гедеона - одного из судей, управлявших после смерти пророка Моисея народом Израильским. На его свитке - текст пророчества о рождении Спасителя от Пречистой Девы, о «Руне овчем». Надпись на свитке пророка гласит: «Се аз положу руно овчее на гумно и аще будет роса на руне…» (Суд. 6:37)

В пророческом чине начала XVII в., находящегося в Псковском художественном музее-заповеднике, пророки представлены в рост. Захария держит обеими руками свиток с надписью: «Тако глаголет Господь: Радуйся зело дщи Сионова, проповедуй, дщи Иерусалимова, се, царь твой грядет кроток» (Зах. 9:9). Надпись на свитке Валаама: «Возсияет звезда от Иакова, восстанет человек от Израиля» (Числ. 24:17).

На другой парной иконе изображены пророки Иеремия и Варух. На свитке и Иеремии надпись: «Иерусалим град святый, в нем же град Божий», а у Варуха - «Изыде жезл и осырений просия». Обе надписи в канонических текстах отсутствуют. Еще одна икона изображает пророков Софонию и Нафана. У Сафонии надпись: «Тако глаголет Господь: Радуйся, госпоже, дщи Сионова» (ср. Соф. 3:14), у Нафана: «С небесе призре Господь видети сыны человеческие» (Пс. 13:2).

Достаточно рано появляются не только изображения самих пророков, но и сюжеты с изображением пророческих видений: известна мозаика «Видение пророка Иезекииля» конца V в. в церкви преподобного Давида в Салониках.

Интерес к такого рода сюжетам проявляется в XVII в. Такова, например, икона первой трети XVIII в. «Видения пророков Исаии и Иезекииля» (Ис. 6, Иез. 1) из Череповецкого краеведческого музея (Вологодская область). Но сложная композиция, представляющая собой попытку изобразительными средствами передать смысл пророчеств, превращается в набор натуралистических деталей - бушующего огня, клубов дыма, многоокого колеса, и не достигает главной цели - через откровение усмотреть разумение тайны Христовой, которая не была возвещена прежним поколениям сынов человеческих, как ныне открыта святым Апостолам Его и пророкам Духом Святым (ср. Еф. 3:2–5). Традиционные композиции пророческого служения, входящие в состав русских высоких иконостасов, эту задачу решают успешно.

Архимандрит Николай (Погребняк)

Источники и библиография :

Алексеев А. А. Византийско-славянский профитологий (формирование состава). Труды Отдела древнерусской литературы (ТОДРЛ), т. 56. СПб., 2004.

Иконописный подлинник сводной редакции XVIII века / Под редакциейГ. Д. Филимонова. М., 1876.

Покровский Н. В. Евангелие в памятниках иконографии. М., 2001.

Тарноградский И. В. Святые образы. Русские иконы XV–XX веков из частных собраний. М., 2006.

Фельми К.-Х. Иконы Христа. М., 2007.

Святой Николай Угодник и Илья пророк жили в разные времена. Их связывает покровительство над водной стихией, моряками и путешественниками. Считается, что Никола Чудотворец властен над всеми озерами, реками, морями, океанами с конца мая по второе августа. Остальное время все это находится во власти Ильи.

Обе личности почитаемы в православии. Им посвящена масса икон. Верующему человеку важно знать, что именно сделало этих людей святыми, почему Господь выделил их в Царствии Небесном среди других благочестивых христиан.

Илья пророк: жизнеописание и иконография

Илья родился за 900 лет до рождения Христа в Фесвии Галаадской. Его имя переводится, как «Бог мой - Господь». С юношества был ревностным праведником - придерживался всех постов, ежедневно проводил по несколько часов за молитвой.

Жизнь Ильи связана с периодом правления царя Израиля Ахавы, полностью подчинявшегося жене. Она решила утвердить культ Ваала, искоренить христианство. Все благочестивые люди были изгнаны из страны, а при дворе создали культ жрецов языческого бога. Илья родился, чтобы привести израильтян к покаянию, добиться прощения Господа, вернуть в Израиль истинную веру.

Нечестие царя достигло апогея. Тогда Господь обрек земли на голод, который должен был продолжаться три года. Ахав не раскаялся, убежденный, что истинный небесный царь - Ваал. Тогда Илья исполнил свою жизненную миссию. Он предложил жрецам спор: чей Бог быстрее отреагирует на жертвоприношение, тот является истинным. Все должны поклониться ему, а второго придать забвению. Неповиновавшиеся должны умереть. В этой схватке победил истинный Господь, Илья собственноручно казнил всех присутствовавших жрецов.

Летописи рассказывают о разных чудесах, сотворенных Пророком. Например, одна вдова не пожалела для него последней горстки муки и горшка масла. За это он сделал так, чтобы эти продукты никогда не иссякали у женщины. Также рассказывается о его умениях управлять водными стихиями. Это была не магия - все чудеса сотворены молитвами, так как Бог покровительствовал Пророку.

Илья не умер. Господь забрал его в Царствие Небесное на огненной колеснице.

Святыни, на которых изображен Илья

В старину всех пророков изображали одинаково: длинные седые волосы и борода, свиток со священным писанием в руках, плащ. На голове - нимб или просто головной убор. Иконы отличали по надписи на табличках, которые делали иконописцы. Естественно, за века многие указатели стерлись, потерялись. Поэтому многие иконы остаются загадкой: ученые спорят, кому они посвящены.

О чем просят Илью?

Часто к Илье обращаются земледельцы с просьбами о хорошей погоде, высокой урожайности, помощи при нелегком сельском труде. Также его считают защитником слабых, хранителем семейных уз. Пророк поможет сохранить брак, восстановить взаимопонимание между супругами. Холостые девушки просят святого, чтобы он послал достойного спутника жизни.

Николай Чудотворец родился почти через 1200 лет после Ильи. Приблизительный год появления на свет будущего епископа Мирликийского - 270 год после Рождества Христова. С детства проявлял интерес к богослужению: все свободное от школы время проводил при церкви, изучал священное писание, молился. Получив начальное образование, пошел чтецом в церковь, позже стал священником, читал проповеди. Помог ему родной дядя. Он увидел в мальчике необычную для столь юного возраста тягу к праведной жизни.

Николай продолжил свое образование в Александрии. Тогда это был научный и культурный центр Рима. Самые светлые умы стекались в этот город, чтобы иметь доступ к обширной библиотеке, развитым для своего время учебным заведениям.

Историки расходятся во мнении, как Николай стал епископом. Одни говорят, что это логичное продолжение духовной «карьеры». Другие утверждают, что его назначил духовный совет после того, как одному из его представителей пришло видение.

Тогда в Риме правил жестокий император, который издал указ о преследовании христианской веры. Николай несколько раз был несправедливо осужден за проповедование. Его приговаривали к пыткам, тюремному заключению, пытались заставить отречься от веры.

Моральный облик

Моральный облик Николая идеален с точки зрения христианства: он не грешен, живет по заповедям, проповедует, не отступается от своей веры даже в сложные времена, помогает ближним. Бог испытал Угодника не только лишениями, но и достатком. Его семья была хорошо обеспечена. После смерти родителей юноше досталось хорошее состояние. Он мог прогулять эти деньги, приумножить их, став зажиточным человеком, просто жить, управляя состоянием и практически ничего не делая. В любые времена так бы поступило 99% людей. Но Николай все свое богатство раздал тем, кто нуждается. Сам же ушел странствовать по миру.

Добродетель Чудотворец старался творить настолько скрытно, насколько возможно. Всем известна история о трех сестрах, которых он спас от рабства, подкидывая в дом мешочки с золотом для приданного. Отец девушек узнал о том, кто им помогает таким образом. Но Николай лишь попросил никому не говорить о содеянном. Ему не нужны были ни слава, ни деньги, ни благодарность. Человек просто творил богоугодное дело.

В епископском сане Николаем не овладела гордыня. Он не перестал помогать каждому ближнему, молиться за спасение их душ, прощение. За это весь приход любил и уважал Угодника.

«Пятна» на биографии: правда или вымысел?

Тот факт, что Николай стал святым, пришел в Царствие Небесное, говорит о том, что всю жизнь он творил богоугодные дела. Существует два спорных факта, о которых спорят ученые. Первый - пощечина на Никейском Соборе. Говорят, что Николай ударил человека, который высказывал крамольные мысли об Иисусе Христе, призывал изменить некоторые христианские каноны. Известно, что над Николаем проводился церковный суд. Но свидетельств о том, по какому поводу он был - нет. Ученые, изучающие историю православия, заявляют, что ни в одном упоминании о Никейском Соборе нет имени епископа Мирликийского. В то же время такое значимое событие (первый всеобщий сбор всего духовенства) описывалось сотни раз. Скорее всего, Николы там просто не было.

Второй случай - разрушение храма Афродиты в Мирах Ликийских. В писаниях сказано, что Николай сравнял его с землей, а все что осталось, развеял по ветру. Святой увидел, что строение - убежище демонов. Святителя обуял гнев, не на само здание, его значение, а именно на нечисть, которая там находится. На том же месте построена церковь, епископом которой стал Чудотворец. Что именно имеется в виду под разрушением - не совсем понятно. Археологи утверждают, что языческий храм действительно существовал, но уничтожен от землетрясения в начале нашей эры, примерно за 200 лет до рождения епископа Мирликийского.

Изображения святого

Святому Николаю Угоднику посвящена масса икон. На Руси они начали получать распространение вместе с Крещением. Многие мастера, выбравшие иконопись как основной род деятельности, изображали Николая.

Все святыни делят на три типа:

  • ростовые;
  • поясные;
  • житийные.

Для церковной истории особое значение имеют житийные святыни. В центре - поясное или ростовое изображение Николы, вокруг - сцены из его жизни (каждая называется клеймом). Выделяют три подтипа святынь: о детстве, о посвящении в духовные саны, о сотворенных чудесах и добрых делах.

Обычно Николу изображают с Евангелие в одной руке и застывшей в благословительном жесте другой рукой. Но существуют исключения, например, Никола Можайский. В правой руке он держит меч, в левой - город с православным храмом внутри. Николая по праву считают защитником христианских городов. Во многих оборонных крепостях раньше были целые кельи с его иконами. Это и вдохновило иконописцев на создание подобных изображений.

О чем молятся святому?

Чаще всего к Николаю обращаются со следующими просьбами:

  • защитить близких, которые находятся в путешествии, плавании;
  • помочь в дороге, уберечь от неприятностей;
  • помочь в учебе, получении новых знаний и навыков;
  • восстановить справедливость (Николай защищает всех слабых, оклеветанных людей);
  • помочь найти правильный духовный путь.

На самом деле не важно, кого просить о помощи. Главное, чтобы молитва была искренней, а на уме не было злых помыслов, желания зла другим людям.

Последнее обновление:
27.Марта.2018, 16:33


Святые - это люди, стяжавшие особую благодать, очищенные от греха. Когда происходит канонизация, т. е. прославление святого всей церковью, то обязательно пишется его образ.

На иконах изображают: праотцов, пророков, мучеников, святителей, преподобных, блаженных (юродивых), праведных, бессеребренников, благоверных и др.

Разными путями люди угождают Богу: Отец Небесный каждого наделяет талантами в должную меру и от каждого принимает труды во славу Свою, поэтому и Церковь прославляет угодников Божиих в разных ликах.

Святые праотцы

Первые праведники в человеческой истории. На иконах их изображают со свитками, содержащими тексты из Священного Писания; праотца Ноя иногда изображают с ковчегом в руках.

Святые пророки

К пророкам относятся святые люди, которые по внушению Святого Духа предсказывали грядущие события и в особенности появление обетованного Мессии. В иконографии пророков обязательно присутствует изображение нимба как символа святости и особого избранничества Божия; на головах - пророческие шапочки или корона, иногда еще их изображают и с непокрытой головой. Свитки в руках содержат выдержки из текстов их пророчеств. Они одеты в хитон и гиматий, на плечах некоторых милоть - накидка из овчины

К пророкам относятся святые люди, получившие от Бога дар прозрения будущего, возвещавшие миру пути Его Промысла; по внушению Святого Духа они предсказывали о грядущих событиях, в особенности об обетованном Спасителе.
Наиболее почитаемые пророки: Илия (память 2 августа), Иоанн Предтеча (7 июля, 11 сентября). Известны жены-пророчицы, например праведная Анна (16 февраля).
В иконографии пророков обязательно присутствует изображение нимба как символа святости и особого избранничества Божия; на головах — пророческие шапочки (например у пророка Даниила) или корона, как у царей Давида и Соломона; изображаются также пророки и с непокрытой головой; свитки в руках содержат выдержки из текстов их пророчеств.

Святые апостолы

Правовестники слова Божия, посланные Самим Иисусом Христом во все концы земли. Их традиционно изображают со свитками или книгой в форме кодекса, с нимбами вокруг голов; одежда апостолов - хитон и гиматий. Апостол Петр изображается со связкой ключей. Четыре иконы святых евангелистов всегда помещают на Царских Вратах.

Апостолы (по-гречески — посланники) — ученики Христа, сопровождавшие Его во время общественного служения, а впоследствии посланные Самим Господом Иисусом Христом во все концы земли, распространившие веру по миру. Апостолы Петр и Павел (12 июля) именуются первоверховными.

Традиционно святых апостолов изображают со свитками или книгой в форме кодекса, с нимбами вокруг головы; одежды апостолов — хитон и гиматий.

На иконах первоверховпого апостола Петра обычно изображают со связкой ключей, которая означает совокупность церковных Таинств, являющихся символическими ключами от Царствия Небесного: «ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф.16,18-19).

Четыре иконы святых евангелистов всегда помещают на Царских вратах. Евангелисты Матфей, Марк и Лука изображаются во время работы над Евангелиями, сидящими в помещениях за раскрытыми книгами, а святой евангелист Иоанн — среди гор на острове Патмос, где он, согласно Преданию, диктовал Богодухновенный текст своему ученику Прохору.

Равноапостольные

Святые, особенно прославившиеся обращением народов в христианскую веру и жившие в последующие за первыми апостолами времена. Отличия могут быть в изображении одежды, которая характерна для их времени и народа. Их также изображают с крестом в руках - символом крещения и спасения от вечной смерти.

Святители

Святители — патриархи, митрополиты, архиепископы и епископы, достигшие святости чистотой личной жизни и прославившиеся неустанным попечением о своей пастве, хранением Православия от ересей и расколов. Среди их великого сонма наиболее чтимы в русском народе святители: Николай Чудотворец (19 декабря и 22 мая), Вселенские учители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст (общая память 12 февраля); московские святители Петр, Алексий, Иона, Филипп, Иов, Ермоген и Тихон (общая память 18 октября).

К святителям могут быть причислены только епископы, так как они, возглавляя общину, получают дар учительства и продолжают непрерывность апостольского преемства через рукоположение новых епископов.

На иконах святители изображаются в богослужебном епископском облачении. На голове у них может быть митра — особый головной убор, украшенный небольшими иконами и драгоценными камнями, символизирующий терновый венец Спасителя (но чаще святителей изображают с непокрытой головой); облачены они в саккос — верхнюю одежду, знаменующую багряницу Спасителя; на плечах — омофор — длинный лентообразный плат, украшенный крестами, который является обязательной частью облачения епископа. Омофор символизирует заблудшую овцу, которую евангельский добрый пастырь несет на своих плечах домой.

Чудотворцы

(буквально: тот, кто производит чудеса, греч. θαυματουργός) — эпитет святых, особенно прославившихся даром чудотворения и заступничества в ответ на молитву к ним.

Среди чудотворцев особенно почитается святой Николай Угодник. Чудотворцы не являются особым разрядом святых, поскольку в принципе все святые обладают даром чудотворения, а засвидетельствованные чудеса являются основным условием канонизации.

Святые мученики

Святые мученики - святые, прославленные Церковью за мученическую смерть, принятую за веру. Мученики до новомучеников нашего времени - продолжатели апостольского служения, и поэтому на их иконах присутствует крест. В их иконографии активно используется красный цвет как символ пролитой крови за веру.

Священномученики приняли смерть в священном сане, а преподобномученики — в монашеском постриге.

Исповедники

Исповедниками Церковью названы те, кто много пострадал за Христа, открыто исповедуя свою веру, претерпел за это гонения, мучения и пытки, но остался в живых, избежав мученической смерти. Начиная с VI века исповедниками называют святых, которые особой праведностью своей жизни засвидетельствовали христианскую веру.

Столпники

Сто́лпник (греч. στυλίτης, лат. stylita) — христианский святой из числа преподобных, избравший особый вид подвига — непрерывную молитву на «столпе» (открытой возвышенной площадке, камне, башне и т. п.)

Бессребреники

Бессре́бреник (греч. ἀνάργυροι) — лик святых в Православной церкви, особо прославившихся своим бескорыстием, нестяжательством, отказом от богатства, щедростью ради своей христианской веры. Представление о добродетели бессребреничества присущей святости основывается на бессребреничестве Иисуса Христа. Бессребреники имели дар врачевания и употребляли его безвозмездно, исцеляя болезни как телесные, так и душевные. Таковыми врачами были, например, святые Косма и Дамиан (14 июля), великомученик и целитель Пантелеймон (9 авг.) и др.

Блаженные (юродивые)

Юродивые Христа ради, принимая на себя личину безумия, терпя поношения от окружающих, обличали людские пороки, вразумляли власть имущих, утешали страждущих. Среди них Василий Блаженный (2 авг.), Ксения Петербургская (6 февраля) и другие святые.

Внешнее безумие, соединенное с даром предвидения, поведение, идущее вразрез с общепринятым, но позволяющее невзирая на лица обличать грешников и призывать ко спасению через осознание собственного несовершенства и покаяние, — вот основные черты подвига юродства.

Блаженные на иконах изображаются в том виде, в каком они совершали свой подвиг: обнаженными или с легкой повязкой на чреслах, в ветхих одеждах, с веригами на плечах.

Святые праведные

Будучи семейными людьми и живя в миру, святые праведные удостоились святости за особо благочестивый и угодный Богу образ жизни.

Контакты .. Статья 29.4 Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

Это две пророческие иконы, написанные в конце XVIII века по предсказаниям Авеля-Ясновидца.

Одни из них написана келейником провидца Авеля иконописцем Лазарем в марте 1796 года, за 8 месяцев до кончины Екатерины I. Пророчества размещены на полях иконы. Икона писана по заказу императрицы. После этого Авель вместе
с иконописцем был сослан в Петрокрепость, что на Ладоге.
На иконе изображено Рождество Богородицы (21 сентября).
Надпись слева и внизу:
"Рождество Пресвятыя Богородицы"

Слева: "В лето 5035 воссия деже на престоле чадо твое велиже творитися лета 4 и 4 месяца и дни 4 года".
Внизу:
"5263 взыде на престол имаше родивый благословенный по войне зело престрашней.
В год же 6019 прииде окончание мира сего тленнаго сугубо зело грешнаго бысть потому. Аминь"

Справа: "Во дни праздника Святыя иконы сия прииде до дар святых яко царь, двухкрат имя его, до дар святых".

Пророчество еще при жизни Екатерины II о времени царствования ее сына Павла Петровича сбылось день в день (4 года, 4 месяца и четыре дня).
Летоисчисление приведено от 5035 года. Если вычесть 1796 год - когда взошел на престол Павел I, разница в годах получается - 3239 лет.
Следовательно, нижнее пророчество о приходе на престол Царя благословенного по войне зело престрашней (гражданской): 5263 - 3239 = 2024 год.
Далее - пророчество о конце Света: 6019 - 3239 = 2780 году. Что-то очень долго.
Последнее - об имени Царя: 21 сентября придет Царь "двукрат имя его до дар святых".
Двое святых из рода Романовых, прославленных РПЦ З - это Михаил Никитич Романов, скончавшийся мученической смертью в 1602 году, дядя первого царя из Дома Романовых.
Николай II подготовил документы для его канонизации на Соборе 23 марта 1917 года, а также - Павла I, помешала февральская революция, и Михаил II Александрович, младший брат последнего царя. Церкви наши, объединившись в 2008 году, скоро приведут в порядок сонм святых, канонизированных в разное время.

Небольшое пояснение. Даты писаны странным образом, сейчас так не пишут. Можно и так - и так расшифровать.
Толкование их, поэтому, затруднено. Либо 214 лет назад были иные правила написания дат, либо Авель сознательно не хотел раскрывать пророчества, тем более - конца Света: Сам Иисус Христос не раскрывал этот час, говоря, что об этом знает только Его Отец.

Первая икона написана иконописцем Лазарем по просьбе Павла I по пророчеству ясновидца Авеля о последнем царе.
Послание Павла I гласило: "Моему потомку Николаю, в день Иова Многострадального родившегося, вскрыть в сотую годовщину моей смерти".
К посланию была приложена эта икона, написанная в мае 1798 года, за 70 лет до рождения Николая II.

ВОПРОС ИЗ "ГОСТЕВОЙ"

Матушка Александра! Дай Бог Вам силы и здоровья!

Вопросы по поводу икон. Где они находятся? И почему слова предсказаний написаны именно на иконе Рождества Богородицы? На иконе с ликом святого Николая есть маленькие изображения, я могу лишь догадываться о каких событиях идет речь, да к тому же плохо знаю символику. Раскройте смысл каждого, пожалуйста, было бы очень интересно услышать. На первой и второй фотографии видны как будто монеты с изображением в профиль НиколаяII. Что это?

Некоторые разъяснения есть в рубрике "Вопрос - Ответ" от 15.06. 03-21.

"На старинной иконе, написанной в 1798 году по свидетельству монаха Авеля изображен Николай II - абсолютная копия любого его портрета, над головой - надпись: "Великомученик Николай". Икона писана за 70 лет до рождения нашего Царя. Икона пророческая, по полям - житие нашего царя и история монархии в России.

Плохой снимок, но видно, как царь отдает корону (слева), как его расстреливают (третье изображение) и, последнее - внизу надпись: "захоронен в неизвестном месте".

Пророк Авель предвидел всё".

" Почему слова предсказаний написаны именно на иконе Рождества Богородицы"?

Внизу на иконе написано, что будущий царь явится в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы, т.е. 21 сентября.
Поживем - увидем. Там еще написано: по войне зело престрашней", то-есть гражданской. Это - в последнее десятилетие из дарованных нам Господом на покаяние 110-и лет (за каждого убиенного в Ипатьевском Дворце по 10 лет).
По другим предсказаниям - раньше, в 14-ом году, как и задумали наши президенты, что бы о них не говорили брызгающие слюной на всех от собственного бессилия и злобы.

Теперь относительно иконы, завещанной Павлом I вместе с посланием "Моему потомку, в день Иова Многострадального родившегося, вскрыть в сотую годовщину моей смерти".Она не была уничтожена. Большевики, не зная пророчеств и не придав ей особого значения, продали ее в частную коллекцию.
Так она три раза переходила из рук в руки, пока не умер пять лет назад в Москве последний коллекционер.
Его обокрали, и через питерскую таможню попробовали вывезти заграницу. (Показывали по телевизору).
Их поймали, иконы конфисковали, позвонили в антикварный магазин (угол Литейного и Владимирской в Питере) и предложили владельцу приехать с экспертом в таможню.
С их стороны тоже был эксперт - сговаривались о допустимых ценах.
Определили срок написания этой иконы - конец XVIII века. А вот относительно стоимости ее - пожали плечами. По их мнению это была икона-фантазия. (Позволяли раньше богатые себе тогда такую роскошь).
Выставили в продажу за бросовую цену - никто ее покупать не захотел.
Тогда-то и вспомнили о Царской Часовне.

На полях иконы, на которой явно просматривается лик Николая II и надпись: "Великомученник Николай" (икона начертана за 70 лет до рождения Царя), символические изображения монархии в России. Справа - всадник на коне - символизирует победу в войне 1812 года, слева - у полевых шатров, какими они были в то время, лежит поверженный воин. Это - проигранная Первая Мировая война.
Далее - в левом нижнем углу - Царь отдает корону СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЮ.
Это пророчество о том, что именно духовенство в начале двадцатого века было повинно в падении монархического строя.
Именно они уже на третий день после непродуманного действия последнего нашего царя Михаила II Александровича (отдал всё на усмотрение законодательного собрания, которое так и не было созвано) начали на литургии вместо "Боже, царя храни", возглашать "Боже, храни благочестивое Временное Правительство", кстати, всё сплошь масонское (на сайте приводились их подлинные фамилии). По уставу же они должны были провозглашать здравницу грядущему царю из царствующего рода "его же имя Ты, Господи, веси".
А Россия тогда была на 70 % крестьянская (70% населения жили в селах и деревнях). Радио и телевидения не было, крестьянам не до газет было, потому все новости получали от священников.
Тогда 5(18) марта (шел Великий Пост и все собирались в церкви) народ был потрясен известием, что царя уже нет, нет и монархии, что надо молиться за благочестивое Временное Правительство.
Священники деловито всем объясняли, что царь был слабый, Кровавый, довел Россию до войны, теперь наступает новая жизнь без эксплуататоров (взято из воспоминаний прихожан Псковской губернии).

Блж. Паша Саровская и преп. Серафим Саровский завещали Николаю II самому отречься от престола. Это самое и изображено на иконе за 119 лет до этого грустного события. Внизу надпись: "Предательство".

Последнее изображение - могила. Под ним надпись: "Захоронен в неизвестном месте".
Место действительно надежно скрыли. И сейчас многие со сладостным упоением поют о "лжемощах", попирая здравый смысл.

Относительно монеток. Они бездумно были приклеены мною к старинной иконе, теперь их невозможно снять, не потревожив верхний слой.

Третья пророческая икона.

Преподобный Иоанн (Максимович) Шанхайский (30 (17)октября 1962 года):" В этот день преподобномученика Андрея в России люди с радостным чувством собирались благодарить Господа за чудесное спасение Государя Александра III в Борках 17 октября 1888 года. Во время егопутешествия произошло страшное крушение поезда. Все вагоны были разбиты, кроме одного, в котором находился Царь со своей семьей.
После спасения Царской Семьи в Борках была начертана "Сохранная икона" с изображением святых, имена коих носили Члены Царской Семьи".

Эта икона - пророческая.
Обратите внимание: на иконе на красном фоне - часть Сохранного псалма 90: "Яко ангелом Своим заповесть о тебе, сохраните тя во всех путех твоих". Далее в псалме: "Яко на Мя упова, и избавлю и; покрыю и, яко познав имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его, долготою дней исполню его, и явлю ему спасение Мое"

Кто из святых, изображенных на иконе, уповает на Господа?
Это святые второго сына Александра III Георгия, Ксении, императрицы Марии Федоровны, императора Александра III, его младшей дочери Ольги. Они все умерли своей смертью. Дольше всех жила Ольга: ее святая больше всех уповает на Господа: тянет к нему руки. А Георгий Победоносец практически лежит в ногах Спасителя, так известно, что Георгий умер раньше всех своих братьев и сестер: в 1899 году от скоротечной чахотки.
Не уповают на Господа Николай Чудотворец и Михаил Тверской: Николай II и его брат Михаил были убиты. Но Господь указывает на них: они прославлены в лике святых (Михаил прославлен РПЦЗ в 1981 году как мученик. Сейчас Церкви объединились, будем надеяться, что наш Патриарх наведет здесь порядок. Будем молиться).
Икона большая: 1,5 х 2 м. На ней ясно видно, что Александр III и Михаил (в лице своих святы) изображены в Царских мантиях. А известно, что официально последним царем у нас был Михаил II Александрович (см. тему: "Из истории Монархии в России: Государи Дома Романовых).
Михаил Тверской никогда не изображался с мечом (как и в мантии), на иконе он небрежно отставил в сторону меч. Остается предположить, что это схематечное изображение скипетра, который он не принял 15 марта 1917 года.
Но больше всего потрясает поза Николая Чудотворца, небесного покровителя Николая II. Это поза священника на литургии. После покаяния (исповеди) следует Херувимская песня. Открываются Царские Врата, там спиной к нам с распростертыми руками священник читает так называемую "тайную" молитву. Смысл ее в том, что священнослужитель, обращаясь к Господу, просит простить покаявшимся прихожанам их грехи, которые он отпустил им.
Смысл однозначен: если мы принесем покаяние за нарушение Соборной Клятвы 1613-го года, наш Святой Царь будет просить Господа простить нам этот страшный грех, а уж сам он нам простил его, еще будучи в заключении в Тобольске, о чем писала его старшая дочь Ольга: "Отец просит передать всем..., чтобы не мстили за Него, так как Он всех простил и за всех молится..., и чтобы помнили, что то зло, которое сейчас в мире, будет еще сильнее, но что не зло победит зло, а только любовь". Икона написана не канонически: внизу ланшафт с крушением поезда и черным дымом, который восходит к небесам.

Именно это обстоятельство спасло икону от сожжения в январе 1918 года. Икона названа была "Сохранной" и находилась в Александровском Дворце Царского Села, в Домашней Церкви.
Она была выполнена в серебрянной ризе с золотым оформлением. Ленин в начале 18-го года приказал "раздеть" дорогие царские иконы, золото и серебро переплавить: в стране был голод. Но приказано было не трогать эрмитажные вещи, которые можно было продать зарубеж.
Последний царский духовник Александр Васильев был вызван во Дворец, чтоб показать аналлойные иконы. Когда его привели, Сохранная икона была уже "раздета" и выброшена на улицу для сожжения.

Отец Александр услышал разговор красноармейцев, которые боялись по незнанию переплавить эрмитажные вещи. И священник понял, как можно спасти икону.
"А вы бросили сжигать картину из Эрмитажа". Бандиты перепугались: за это грозил расстрел. Принесли с улицы икону. "Где вы видели на иконе надписи и цифры, где вы видели разрушенный задымленный поезд? Это картина!".
Красноармейцы попросили привести ее в надлежащий вид и, если его спросят, сказать, что не знает, кто ее сломал.
Он отнес икону домой и отдал сестре. Его через два месяца расстреляли.

Счастливое избавление любимой народом Императорской Семьи от гибели было воспринято народом как чудо. Это произошло в день памяти преподобного мученика Андрея Критского и ветхозаветного пророка Осии (Избавителя). Во имя их были построены десятки храмов по всей России. Тогда еще никто не знал, что от ушибов, полученных в тот день, у Александра III разовьется болезнь почек, от которой он умрет через шесть лет.

Семья Императора Александра III

На месте крушения поезда в память об этом событии по проекту академика архитектуры Марфельда были воздвигнуты храм Христа Спасителя и часовня Нерукотворного Спаса. Часовню воздвигли на том месте, где находился вагон-столовая, из-под обломков которого вышли невредимыми члены Царской Семьи. Состояла она из двух ярусов - наверху четырехгранная башня с золотой главой и крестом, внизу уходящее в глубь железнодорожной насыпи помещение для совершения богослужения.

В Покровском храме Мариенбурга (близ Гатчины), выстроенном в память чудесного спасения Царской семьи при крушении поезда у станции Борки, замироточила икона "Взыскание погибших". Это произошло 17 февраля 1994 г., в канун празднования этой иконе. Сначала из ока Богоматери истекла тонкая светлая струйка, затем слезы потекли одна за другой, потом появились три полоски мира от левого плеча. Позже замироточила вся поверхность иконы. Чудо продолжалось около двух месяцев. Сама икона также написана в память избавления от гибели Императорской семьи.

Позже храм и часовня были переданы в ведение министерства путей сообщения. Было создано особое попечительство, призванное заботиться о состоянии храма. На средства железнодорожных обществ, за счет пожертвования служащих и частных лиц были построены больница и дом для престарелых железнодорожников, открыты церковноприходская школа, народная безплатная библиотека имени Императора Александра III. Впоследствии на протяжении многих лет Император приезжал сюда во время пасхальных празднеств.

В советское время храм был взорван, а часовня повреждена и более 50 лет простояла без купола. В 2003 году при содействии Управления ЮЖД часовня была восстановлена.

Часовня Нерукотворного Спаса.

Ежегодно православные и все те, кому дорога наша история и традиции, собираются на Спасовом Ските, дабы прикоснуться к этому святому месту, ощутить его величественный дух, и почтить памятный день, когда Господь Вседержитель неизреченною силою Своею чудеснейшим образом избавил от гибели Помазанника Своего, Императора Всероссийского с Семьею, а вместе с ними и весь верноподданный народ!

30 октября 2008 года около 200 православных христиан не только из Харькова, но и с Крыма и других городов Малороссии и России, прошли Крестным ходом к Спасову скиту. Крестный ход шел с иконой святаго Царя Мученика Николая, которая обошла месяц тому назад вокруг города Харькова, постоянной Иисусовой молитвой «Господи, Иисусе Христе, сыне Божий, помилуй нас!» и имперскими знаменами.